Волна интереса к социальным сетям сформировала ошибочное мнение, будто продвижение в социальных сетях – это абсолютно универсальный инструмент, этакий супермен от интернет-маркетинга, необходимый всем и вся. Социальные сети приобрели репутацию «волшебной таблетки», которая может помочь любому бизнесу.
Но маркетинг в социальных медиа (SMM) – это не панацея, а обычная рабочая лошадка маркетинга. И существуют задачи, которые с его помощью не решаются. Нам, например, приходится отказывать примерно 30% клиентов, и это связано вовсе не с нашим снобизмом. Просто их задачи невозможно решить с помощью социальных сетей.
О каких случаях идет речь?
1. Продвижении промышленного B2B (бизнес для бизнеса)
В 2007–2008 годах в маркетинге в социальных медиа наблюдался один тренд: выход в социальные сети глобальных мировых брендов. Тренд 2009 — приход отечественных крупных брендов. В 2010-м в социальные сети начал подтягиваться малый бизнес. А в 2011 году в социальные сети неожиданно стали массово приходить промышленники. Растут сообщества и блоги производителей нефтяных вышек и прочего промышленного B2B. Как правило, эти компании вообще не понимают, зачем ведут блоги, страницы в Facebook или «ВКонтакте». Просто это модно.
По факту же, активность в социальных сетях для серьезной B2B-отрасли неэффективна.
Причин тому несколько:
• Компаниям из этого сектора сложно таргетировать рекламную кампанию четко на тех людей, которые принимают решение о покупке. Это не пылесосы, которые можно предложить домохозяйкам, коротающим часы обеденного сна ребенка в социальной сети. И не мобильные телефоны нового поколения, интересные гикам.
• В упомянутых выше сферах решение о покупке традиционно основаны на личных встречах: люди встречаются, проговаривают условия и заключают соглашения. Это обусловлено ограниченностью как спроса, так и предложения.
• Сложность генерации тематического контента. В социальных сетях люди развлекаются и приятно проводят время. Кому интересно на досуге читать про строительное оборудование? Гораздо более эффективным инструментом для продвижения продукции таких компаний является реклама на тематических площадках и прямые оффлайн-продажи.
2. Продвижении бизнеса со спонтанными транзакциями
Ярким примером бизнеса со спонтанными транзакциями являются службы такси. Когда человек хочет вызвать такси, он либо находит номер знакомой и проверенной службы в телефоне, либо набирает в поисковике запрос «такси Минск». При этом, даже если человек подписан на блог такси или состоит в сообществе поклонников этой службы, это никак не повлияет на его выбор.
3. Продвижении некачественных предложений
Одна из особенностей коммуникации в социальных сетях заключается в том, что пользователей очень сложно вводить в заблуждение. В классических СМИ человек, как правило, не имеет возможности оперативно поделиться своими впечатлениями о товаре или услуге с другими зрителями/читателями. В социальных сетях, как только один из пользователей обнаружит, что продвигаемый товар или услуга обладают серьезными недостатками – он сразу же расскажет об этом опыте.
Продвижение продукта, который заведомо неинтересен и не качествен, имеет серьезные изъяны, которые необходимо исправлять, может спровоцировать эффект, обратный ожидаемому – мощную волну негатива.
В свое время ко мне обратились кинопрокатчики с задачей продвижения фильма «Самый лучший фильм». Проанализировав отзывы с предварительного закрытого просмотра и убедившись, что 95% из них крайне негативные, мы отказались от проекта. Доказать людям, что «фильм, который вы вчера посмотрели, на самом деле очень смешной, просто вы ничего не поняли» – нерешаемая задача.
Резюмируя, хочу сказать: прежде, чем принять решение идти в социальные сети, необходимо ответить на 4 вопроса:
1. Есть ли в социальных сетях ваша аудитория?
2. Какие источники использует эта аудитория при принятии решения о покупке?
3. Сможете ли вы генерировать действительно интересный тематический контент?
4. Обладает ли ваш продукт уникальностью?
Дамир Халилов
Подпишитесь на канал на YouTube. Там много полезных видео!
А чтобы не пропускать новые публикации - используйте Telegram-канал.
И, самое главное - CLUB 90901 - место, где ваш личный проект станет реальностью.