Применение метода мышления образами для анализа состояния Беларуси сегодня
Закрыть
Entries RSS
Янв 25

Применение метода мышления образами для анализа состояния Беларуси сегодня

Недавно на одной из встреч инициативной исследовательской группы мы решили применить метод сновидений наяву к проблематике общего системного кризиса в современной Беларуси.

В данной статье я хотел бы поделиться скорей субъективным мнением, чем строгим анализом результатов данного эксперимента. «Сны» и их интерпретации я буду выборочно использовать в качестве иллюстраций, позволяющих, как мне это представляется, делать некоторые прогностические выводы.

Сон №1

Зима, сумерки. Стою у реки Свислочь. Та покрыта льдом. Местами лед закрыт снегом. На снегу мокрые следы. Они случайным образом начинаются и прерываются. Хочу перейти на ту сторону, но не решаюсь. Лед местами слишком тонок.

Интерпретация: Страна в переходном состоянии (сумерки). Процессы внешне заморожены (река скованна льдом), но подспудно жизнь продолжается. Кажущаяся стабильность неустойчива (лед тонкий), имеющиеся попытки что-то сделать – случайны и бесплодны (обрывающиеся следы на заснеженной части). Время для реальных изменений еще не пришло.

Сон №2

На столе лежит детская кукла, полая, которую люди в медицинских халатах пытаются как-то починить. Она уже потрепанная и разобранная. Из куклы что-то вытекло, то, что было внутри и было важным, утекло вниз и оказалось в какой-то реке. Люди, которые в медицинских халатах склонились над куклой, не заметили, что что-то вытекло.

То, что вытекло, находится в воде в виде чего-то похожего на рыбу, затаилось. На каждом из берегов реки стоит по одному человеку с сачками и хотят поймать то, что в воде.

Интерпретация: Попытки реанимировать страну (куклу) бессмысленны, так как жизни в ней нет. Что-то главное утекло, и попытка выловить ее сачками – выглядит уныло. Люди в медицинских халатах – политики. Люди с сачками – возможно, мы (наша исследовательская группа и другие подобные неформальные объединения).

Сон №3

На мольберте стоит картина. На ней что-то было нарисовано яркими масляными красками. Теперь краски густо стекают вниз. На картине остаётся береза, но не нарисованная, а живая. Из её ствола торчат несколько металлических приспособлений для сбора сока. Небо темно-серое. Дует очень сильный ветер, берёзка гнется под его напором до самой земли. Крона совсем потрепана, ещё зеленые листочки отрываются и улетают. Так наступает осень, потом зима. Вокруг снег, берёза также наклонена дугой к земле, хотя ветра уже нет.

Интерпретация и пояснения от участника:
Сон пришел через ощущение в позвоночнике — он как будто неестественно перегибался. Можно сделать вывод, что весь спектр эмоций, который был летом и осенью сошел на нет. Остается реальная Беларусь, которая сегодня находится под влиянием внешних сил. Возможно это политические игры, мировая экономическая обстановка и др. — факторы, которые ставят Беларусь в неудобное, неестественное положение.

Было ощущение, что ветер при надобности мог бы и сломать эту березу. Приспособления для сбора сока говорят о том, что в Беларуси есть какая-то выгода для других стран, хотя по ощущениям у этой берёзы уже нет никакого сока внутри. Зеленые листочки, разлетающиеся в разные стороны — отток ресурсов из страны, в первую очередь ассоциируются с айтишниками и другими эмигрировавшими людьми. Есть мысль, что от Беларуси останется только Душа, а страна перестанет быть самостоятельной единицей, изменится ее принадлежность и узор сил.

Сон №4

Зима. Мороз. Просторный сельский двор, занесённый снегом. Снег лег давно, теперь уже совсем утоптан. Двор обнесен деревянным забором. В центре этого двора стоит обледеневшая крепкая колода, в которую воткнут топор. Колун действующий, надёжный, качественный, с длинной ручкой. Он много работал, много видел, он для дела. Чувствуется, что вокруг есть люди, очень разные и не знакомые друг с другом. Кто-то из них должен взять топор, но никто не смеет, не решается, не хочет, не может. Слышны голоса, перешептывания, хождение, но в кадр, где стоит очень реальная колода с топором никто не заходит, не говоря уже о том, чтобы взять топор в руки. А взять надо — пространство ждёт.

Интерпретация от участника: топор — это символ тех реальных действий, которые предпринимались старой системой. Реальные действия для Беларуси (сельского дворика=аграрной страны) очень просты. Как топор. Сейчас реального делания как такового нет вовсе. Более того, топор, как возможность действовать, оставлен старым хозяином.

Парадокс в том, что нет альтернативного реального делания, но и нового хозяина под старый топорный способ тоже нет. (Я согласен с данным вариантом интерпретации, но допускаю, что топор здесь не устаревший способ управления, а оптимальный способ управления – он есть, он стар, традиционен. Но никто не решается взять его в руки. – прим. Авт.)

Сон №5

Деревенская женщина с деревянной скалкой в руках гонит изможденную корову в свой хлев. Корова несчастная, худая и будто уже обезумевшая, подчиняется ей и, периодически получая удары скалкой, бежит в своё стойло. Откуда-то со стороны я вижу глаза коровы. Из ее глаз текут слезы, и, рассматривая дальше ее голову, замечаю, что у нее огромные висячие, старые уши слона.

Вчера вечером погружаюсь снова в этот сон и вижу опять несчастные глаза коровы, и будто эти глаза мысленно говорят мне: «Пожалуйста, застрели меня, я не могу больше так мучатся!» Но меня, как фигуры, нет во сне. Я вижу это со стороны, а корова чувствует взгляд. Далее вижу, как женщина, ругаясь на корову, подходит к ней сзади, чтобы снова ее ударить, и корова падает на колени. Передние две ноги сгибаются в коленях, и я замечаю, что копыта у коровы не коровьи, а будто ослиные, а ноги такие худые, будто это ноги козы. И так понемногу понимаю, что у коровы мало чего её осталось. Только глаза, а большинство частей тела уже заменили на части других животных. Женщина снова бьёт корову сзади, и … корова от боли опорожняется прямо на нее. Женщине вытирает зад коровы, вытирается сама, садиться на пол в хлеву и начинает плакать.

Интерпретация от участника: Корова – Беларусь, которая, по ощущениям, будто сбежала «пощипать немного травки на воле» и почувствовала мнимую свободу, а теперь её вернули «в своё старое стойло», в прежний уклад жизни, чтобы дальше использовать в своих целях. Но Беларусь настолько измождена, что она долго не протянет в таких условиях, сдохнет.

Части тела других животных говорят о том, что в Беларуси многие её части давно уже не принадлежат Беларуси, а распроданы или заняты представителями других сообществ, стран. Женщина – весь управленческий аппарат, хочет выжать из коровы последнее молоко, но по итогу сама оказывается, извините, в дерьме.

Что нам может дать субъективный анализ частных образов?

Как мы видим общая тональность (депрессивность, пустотность, бессилие, бессмысленность) и даже отдельные символы (зима, обледенелость, сельский двор) – общие для разных участников, что, полагаю, связано, прежде всего, с близкими взглядами и ценностями участников группы. Но… что нам может дать субъективный анализ частных образов? Отвечу: возможно, ничего. А возможно, правильное понимание текущей ситуации и вариантов нашего общего будущего.

Сон №1 в отличие от остальных выглядит более оптимистично, река течет – жизнь продолжается, пусть, даже скованная снаружи льдом.

Кукла (сон №2), из которой «что-то вытекло» (это что-то – возможно, душа, сама жизнь) – лишь форма. Править форму – дело пустое, когда нет сути. Нужна суть – ее вылавливают сачками разрозненно и поодиночке. Считаю, что объединение таких ловцов «белорусской души» и смена сачков на сети могла бы принести результат. А значит, общество стоит перед необходимостью формирования неформальных объединений, исходящих скорей из метафизических представлений о мире и своей стране, а не из формальных: научных, экономических, политических…

Окончание зимы (сон №3) сулит возрождение, как бы березка ни была согнута – она живая, и корни ее в земле. Что может помешать – металлические приспособления для забора сока. Я бы здесь сравнил их с налоговой системой и силовыми ведомствами. Полагаю, что ослабление налогового бремени и уменьшение государственного аппарата – правильное решение в данной ситуации. Эта же идея отслеживается во сне №5: не доить последнее из умирающей коровы, а помочь ей выжить.

Сон №4 показывает вариант решения и одновременно объясняет то, почему им невозможно пока воспользоваться – нет того, кто взялся бы за колун. Может, никто уже не помнит, как им пользоваться?

Если подводить итог, я бы резюмировал следующее: чтобы страна существовала дальше, необходимо продержаться, выиграть время и при этом успеть вырастить лидеров, способных:

а) нести ответственность за свою страну,

б) понимающих ее душу

и в) способных отказаться от прежних методов управления.

С моей точки зрения, решение п.п. б) и в) состоит в возвращении к традиционным славянским ценностям, потому и дедовский колун, а не бензопила, потому – аграрный или природный антураж, потому Беларусь – березка, а не, скажем, искусственная елка. На оживление корней и взращивание лидера нужно время. Если же мы начнем действовать судорожно и преждевременно, то лишь внесем свой вклад в самоуничтожение.

Лед – тонок!

(c) Денис Бугулов

Подробней об этом методе и его инструментальном использовании для решения нетерапевтических задач можно ознакомиться в онлайн-курсе «Мышление образами». Метод дает новый ресурс — возможность подключить к привычному логическому анализу бессознательные ресурсы психики.


тренинги в записи

БУДЬ В КУРСЕ СОБЫТИЙ

СКОРО