Мой житейский, а в данном контексте — бизнесовый опыт вполне чётко разделяет людей на созидателей и разрушителей. При встрече с потенциальным партнёром или сотрудником я всегда стараюсь как можно быстрее создать мнение и определиться именно в этом вопросе: кто перед тобой — созидатель или разрушитель?
Это не всегда просто: бывают как элементарные случаи, так и примеры, когда понимание приходит в течение нескольких лет. И хорошо, когда «неопределённость» превращается в созидателя, плохо — когда в разрушителя. Проморгав развитие этих процессов, легко можно потерять целый бизнес. Поэтому, я считаю, что надо стараться определяться сразу, а если не удаётся, то в дальнейшем постоянно и внимательно следить за ключевыми сотрудниками и партнёрами. Следить — в хорошем смысле этого слова, происходящем от слова «наблюдать», конечно. И пресекать, избавляться немедленно. Не затягивая!
Сейчас я попробую рассказать вам по каким критериям, симптомам и на основе каких наблюдений я делаю тот или иной личный вывод. Возможно, что-то вам сможет пригодиться, помимо того что вы и так знаете. Я вполне осознанно не буду разделять способы оценки партнёров и сотрудников — в принципе, подход един.
1. Потенциальный разрушитель при найме на работу будет задавать много вопросов, касающихся исполнения на вашем предприятии трудового кодекса. Обратите на это внимание. Обычно, причиной таких вопросов является вовсе не неудачный опыт с «плохим работодателем», чаще — принципиальность вашего собеседника является причиной его неудач на предыдущих местах работы. Вам это нужно? Более того, в будущем такой сотрудник будет изо всех сил «восстанавливать справедливость». Этот процесс со стороны выглядит так: минимум — он будет плохо работать или работать без результата, максимум — оспаривать любое ваше решение или движение вплоть до прокуратуры. В голове у таких людей есть установка: «Мне должны». А мы прощаемся в вами.
2. Потенциального созидателя вполне удовлетворит ваш рассказ о том, что на вашем предприятии Трудовой Кодекс соблюдается, а спорные вопросы будут подлежать урегулированию путём переговоров. Очевидно, что вам выписывают кредит доверия, поймёте, что человек готов на уступки взамен уступок с вашей стороны. Обычно, с такими людьми очень просто работать в дальнейшем. Мне, например, зачастую даже приятно выдавать дополнительные отгулы, отпуска и премии. Заслужил? Получи! Обеим сторонам комфортно работать вместе — что может быть лучше? В конце концов, созидатель понимает, что если «не сложилось» и мир несправедлив, то в любой момент можно запросто перейти на новую работу. Тут (внезапно) вопрос превращается: а готовы ли вы потерять созидателя?
3. Личные интересы против корпоративных. Это очень широкая тема, поэтому здесь я ограничусь всего одним примером: в августе компания открывает новый магазин (направление, проект), на этот же август у руководителя подразделения ещё в январе был намечен отпуск и куплены билеты. Пошёл(-ла) он(а) в обещанный отпуск или по вашей просьбе поменял(а) планы? Это важно.
4. Исполнение обязательств. Если мы будем писать договора и/или должностные инструкции так, чтобы предусмотреть в них всё, мы только этим и будем заниматься. Более того, с течением времени меняются условия и обстоятельства, соответственно, необходимо передоговариваться. Это тоже тот ещё процесс! Разрушитель будет действовать от печки: написано — делаю, не написано — попляши передо мною, может быть сделаю. Но, скорее всего, не буду. Созидатель либо призовёт передоговариваться сам, если вопрос серьёзный, либо просто возьмёт и сделает. Можно поступить ещё проще: самому выступить с инициативой передоговориться. Разрушитель откажется, созидатель сядет за стол. Точнее так: разрушитель любую попытку что-либо поменять воспринимает с недоверием, поскольку видит вокруг только желание его поиметь. Он так считает. И именно поэтому он разрушитель.
5. Бедный и богатый. Разрушитель всегда и в любых обстоятельствах будет считать, что он обделён. Созидатель об этом не думает, либо считает ровно наоборот — это его дело и его новое достижение! Больше по этому пункту мне сказать нечего: проанализируйте своих партнёров и сотрудников по этому признаку — откроете себе глаза на многие вопросы, которые раньше считали нерешаемыми.
6. Кручу-верчу — обмануть хочу. Компания инициирует новое направление, выделяются средства и силы, назначаются ответственные лица, руководство. По сути это средства, которые надо целевым образом освоить, взамен выдав результат определённого качества. Ситуация, складывающаяся в мелком и среднем бизнесе, далека от того, как это происходит при освоении госсредств. Результат, конечно, будет получен именно запланированный. Деньги же свои. Но мне всегда очень смешно наблюдать, как, сев на финансовый ручеёк, некоторые индивидуумы приступают к попыткам оторвать «пока появилась возможность» что-нибудь для себя.
Нет, не украсть, а выбить условия, крутануть, вертануть так, чтобы что-нибудь и как-нибудь немножечко себе. Был и вовсе анекдотический случай, когда такой сотрудник, находящийся на высокооплачиваемой должности, присвоил себе бесплатные коврики для мышки в количестве двадцати штук, предназначенные для раздачи покупателям при открытии нового магазина. Вот зачем ему двадцать ковриков для мышки? Я же всегда делаю вид, что допускаю и не обращаю внимания. Но, на самом деле, просто ставлю себе пометку «началось». И результат не заставляет себя долго ждать — от разрушителей компания самоочищается.
7. Сколотить себе артель. Командная игра с сильным лидером — это всегда хорошо. Плохо — когда вновь образовавшаяся команда начинает себя противопоставлять коллективу. В таком мини-государстве все прикрывают жопу друг друга, разбираться там бесполезно. Надо резать по живому пока не поздно. Я обычно убираю такого руководителя-разрушителя, а его сотрудников перераспределяю. Повторю: решать такую проблему надо сразу, в процессе её зачатия. Потому что, чем дальше — тем страшней. Из этого же круга проблем вытекает другая: мега-дружба двух начальников зависимых подразделений. Преференции друг другу в совершенно обычных рабочих процессах в конце концов будут осуществляться за счёт недоработок по другим участкам, и вся ваша система «поползёт». Проблема вдвое сложнее, чем кажется — теперь у вас есть два начальника, которые создали две артели и работают на свои интересы.
8. Всё не так. Есть такой стиль руководства «Я — начальник, ты — дурак. Ты — начальник, я — дурак». На деле события развиваются ровно наоборот. Разрушитель, сделавший свои девизом приведённую в пример военную формулу, применяет на практике лишь первую её часть. Он всегда лучше знает как делать и как быть, поэтому готовьтесь к тому, что ваши распоряжения будут игнорироваться исполняться с творческой составляющей. Иногда эта творческая составляющая достигает таких масштабов, что в результате вы сами забудете о чём именно распоряжались. На заре своего бизнеса я зачастую сталкивался с ситуацией, когда мои решения вслух высмеивались подчинёнными подобного толка. Поначалу я боролся с этим в лоб, ставя свой авторитет, а потом бросил, начав действовать другим способом. Я давал такому «разрушителю» поручение и аналогичное поручение давал параллельно более лояльному сотруднику. А потом мы сравнивали результаты и понесённые расходы на их достижение. Так я набрался опыта, научившись просчитывать мелочи, и заработал авторитет.
9. Делегатор. Делегирование полномочий — это очень тонкая штука. Но делегировать можно не только полномочия, поэтому тут всё просто. Если вы видите, что ваш подчинённый руководитель делегирует ответственность и работу — он разрушитель. Если он делегирует именно полномочия — он созидатель.
10. А я не знал/не знаю что/не знаю как. Как только вы услышали подобное из уст своего подчинённого более двух раз, знайте — перед вами разрушитель. Созидатель так никогда не говорит, более того, он не боится делать ошибки и нести за них ответственность.
11. Манипулятор. Манипулятор всегда обставит любое дело так, что не будет виноват. В неудаче или проходном косяке будет виноват кто угодно — уборщица — но не он. Способов у манипулятора уйма: от забалтывания проблемы до раскрашивания маркером пунктов в должностных инструкциях и договорах. Если вы начнёте разбираться, окажется, что манипулятор вроде бы и прав. И будете исправлять ситуацию самостоятельно, тогда как манипулятор, сделав своё дело, уйдёт в тень, отстранится от созданных им же проблем и просто тихо-спокойно переждёт, пока вы поработаете над их решением. Поэтому, не бойтесь непопулярных решений, примите их вместе с ответственностью, назначьте виновного сразу и без дополнительных рассуждений. Не ввязывайтесь в игру с манипуляторами. Они разрушители, они разрушат вам мозг. Даже если вы ошибаетесь — что вряд-ли — полученный отрицательный результат будет не хуже, если бы вы пошли у манипулятора на поводу.
12. Всё плохо. Старайтесь не брать на работу и не связывать себя партнёрскими отношениями с людьми, у которых всегда всё плохо. Свой негатив они принесут в коллектив и в ваши отношения. Вы будете бесконечно решать проблемы и доказывать, что всё не так плохо, а даже очень хорошо. А это глупо выглядит. Кажется, тут я включил Кэпа. Но. Я сталкивался с ситуацией: как-то на собрании я произнёс пламенную речь о том, какие перспективы перед нами открываются благодаря … И нашёл в отзывах, которые сумел найти такие: «ой, это де столько надо лишнего работать», «всё равно не получится, потому что…», «начальник видит только перспективы, а работать нам», «это не принесёт обещанной прибыли», «мы это уже пробовали и ничего не получилось» и так далее. А были и те, кто в идею верил, но слышно было только тех, кто не верил. Они почему-то заражают всех своим страхом. Вычисляйте и избавляйтесь — это не так просто, как кажется кэпу.
13. Я занят. Есть такие люди, которые всегда заняты. Они требуют к себе особенного отношения, особенного уважения и особенного бережливого к себе подхода. Если вы что-то сделали не так, в ответ вы услышите «Я занят». В переводе на наш язык это означает «Отстаньте от меня, ничего не хочу». Что делать? Понятное дело — избавляться.
14. Мне мало платят. Поэтому я так и работаю. Есть ещё продолжение: «за эти деньги я должен ещё немножечко вредить». Мои собственные наблюдения за подобными персонажами показывают, что платят им мало именно потому, что они так считают. Зарплата в их голове получается (кто-то её даёт), а не зарабатывается и называться должна «получка». Это люди не разрушители и не созидатели, поэтому, если они в совокупности устраивают вас как работодателя — смиритесь, доказать им, что они могут «получить» больше, вам вряд ли удастся. Но сам я придерживаюсь мнения, что на ключевых постах, требующих принятия самостоятельных решений, такие люди являются всё же разрушителями, способными загнуть направление. И мне с ними не по пути.
15. Везде всё хорошо. Помните пункт № 12? Вот. А есть аналог, только называется наоборот. У такого сотрудника хорошо везде, где его нет: конкуренты больше платят, больше продают, у них быстрее карьерный рост, у них справедливо, у них… и так далее, и тому подобное. Везде всё хорошо и надо срочно бежать! При ближайшем рассмотрении оказывается, что почему-то никто никуда не бежит, а только декларирует.
Опасность нахождения такого субъекта внутри вашей компании кроется в том, что этот псевдооптимизм заражает как обычный и настоящий. И вскоре все окружающие начинают считать, что «конкуренты больше платят, больше продают, у них быстрее карьерный рост, у них справедливо, у них»… и так далее, и тому подобное. А среди окружающих будут нормальные, вменяемые и хорошие сотрудники, более решительные. Они возьмут и попробуют на себе то, во что уверовали. Пусть окажутся неправы в результате, но ваш результат — остаться наедине с распространителем ложного оптимизма. Поэтому… как обычно — удаляйте. Это не лечится.
Подпишитесь на канал на YouTube. Там много полезных видео!
А чтобы не пропускать новые публикации - используйте Telegram-канал.
И, самое главное - CLUB 90901 - место, где ваш личный проект станет реальностью.