Цель оценки персонала — определить соответствие кандидата с требованиями позиции. Опыт показывает, что одни методики диагностики работают более эффективно для одних целей, тогда как другие – для других. Использование различных методов и приемов также не во всех случаях гарантирует получение объективной и точной информации.
Например, степень объективности снижена при таких приемах, как интервью, наблюдение, анкетирование. А большое количество используемых тестовых методик (разного рода батарей тестов) отнюдь не означает качественной диагностики.
На этапе синтезирования полученных данных в единый профиль также возникают всевозможные трудности и противоречия.
Либо, человек отлично показывает себя на интервью, демонстрирует хороший уровень знаний, суждений по делу. Однако результаты других методов (тестирования, выполнение различного рода заданий) оказываются неудовлетворительными.
А кто не сталкивался с ситуацией, когда на интервью человек не проявляет себя должным образом или не производит особого впечатления, но очень хорошо решает предложенные кейсы, проходит тестирование.
Загадка кандидата
Одними из сложных для точной оценки оказываются и такие кандидаты, которые обладают так называемой «искусственной социальной маской, социальной желательностью», то есть более или менее осознанно стремятся показать себя социально приемлемыми. Отвечая на вопросы, безупречно выбирают социально желательные варианты поведения или ответы, не отображая при этом своего истинного отношения. Хочу оговориться, что не всегда человек делает это намеренно и осознанно. Многие не зная себя, оценивают свои особенности, исходя из нормативно принятых стереотипов, либо неосознанно приукрашивая.
Таким образом, иногда даже после применения различного набора методов и приемов, загадка кандидата остается не раскрытой. Решаются подобные противоречия либо интуитивно, либо опираясь на прежний опыт оценивания «подобного типа» кандидатов. Однако такой подход нельзя назвать объективным и безошибочным. А цена ошибки высока, особенно, если речь идет о топовых позициях, где на человека возложена большая ответственность руководителя различного рода проектов.
А бывает и так: у кандидата просто нет времени для прохождения запланированных оценочных процедур, а результат нужен, как говорится «уже вчера», требуется срочная экспресс-диагностика.
Либо кандидат проживает в другом городе, выезд в командировку требует времени и дополнительных затрат.
Охота за золотыми головами: плюсы графоанализа
Постоянно сталкиваясь в своей работе с описанными выше трудностями, я заинтересовалась возможностью использования еще одного метода для изучения личностных и индивидуальных качеств кандидатов — графологического метода оценки. Опыт, хотя и не отечественный, обучения графоанализу в ведущих мировых университетах (Швейцарии, Германии, Франции, Италии, США, Израиля и др. стран) и официального использования данного метода психодиагностики, показался мне заслуживающим доверия и изучения.
Обучаясь, а впоследствии уже самостоятельно применяя этот метод в своей работе, меня по-настоящему вдохновила его способность комплексно изучить личность, сокращая при этом до необходимого минимума другие методы диагностики.
Он удобен в применении. Кандидату необходимо просто написать текст произвольного характера на бумаге (кто-то описывает свою рабочую автобиографию, резюме, кто-то пишет нейтральный текст).
Этот метод помогает и в случаях, когда кандидат не располагал большим количеством времени для прохождения необходимых психодиагностических процедур или проживает в другом городе.
Особенно хорошо проявил себя метод при оценке таких особенностей личности, как намерения, глубинная мотивация, самооценка, интеллектуальный потенциал, личностные особенности, рабочие и деловые качества, управленческие и организаторские способности, направленность; почерк позволяет оценить и специфические компетенции: степень благонадежности и психологического благополучия.
Не секрет, что личностной составляющей нередко пренебрегают кадровые работники. Хороший уровень знаний и навыков, правильное резюме считается достаточным для того, чтобы удовлетворительно оценить соискателя.
Однако, даже обладая необходимым уровнем знаний и навыков,- при отсутствии мотивации, не владея необходимым уровнем самоконтроля и саморегуляции, ответственностью, заинтересованностью в происходящем, человеку трудно достигать успеха, реализовывать задуманные идеи, достигать поставленные цели.
Особенно важным данные критерии становятся при оценке руководителей или в случае формирования кадрового резерва компании.
Многие руководители желали бы знать, какие сотрудники являются особо перспективными, «золотыми головами» среди молодых специалистов без опыта и с еще небольшим стажем работы. Знания и опыт дело наживное, а вот потенциал человека ограничен, и его знание позволяет прогнозировать возможности роста человека или «потолка» в конкретной сфере.
Мифы и стереотипы
Критикуя данный подход, многие обращают внимание на ситуативность полученных результатов, которые зависят от настроения испытуемого и другого рода субъективных факторов. Хочу отметить, что ситуативные изменения в почерке действительно существуют, так как почерк следует за личностью. А в течение дня человек испытывает разные эмоции, настроения, подвержен перепадам тонуса. Однако для специалиста определить, какие явления в почерке являются ситуативными и поверхностными, а какие базовыми и фундаментальными, составляя основу личности (интеллект, мотивация, конфликтность, честность и многие другие), не представляет особого труда.
Также бытует мнение, что в эпоху развитых компьютерных технологий люди разучились писать и такой почерк перестает отражать личностную сущность человека. Это совершенно не так! Почерк усваивается и закрепляется как стойкий психомоторный навык к 11-12 годам, еще в процессе обучения в школе. В дальнейшем, даже не используя письмо от руки много лет, навык сохраняется, его только необходимо немного «разбудить». С этой целью графологи предлагают клиенту расписаться: просто написать побольше текста. Примерно пол страницы свободного текста (не списанного и не под диктовку), написанного от руки хватает, чтобы психомоторная память полностью восстановилась.
Особенности метода
Он не является массовым.
Диагностике по почерку нужно учиться основательно и серьезно у опытного специалиста. Самому освоить эту науку чрезвычайно трудно, так как имеется достаточно мало специализированной литературы на русском языке, да и невозможно постичь все тонкости и нюансы почерка без опытного наставника. Это долгий процесс освоения знаний и закрепления полученных навыков на практике, но тем эти знания и навыки ценнее – это отдельная и эксклюзивная специальность.
Лариса Дрыгваль, эксперт -графолог, кандидат психологических наук
Подпишитесь на канал на YouTube. Там много полезных видео!
А чтобы не пропускать новые публикации - используйте Telegram-канал.
И, самое главное - CLUB 90901 - место, где ваш личный проект станет реальностью.