Если Вы задумаетесь над своим образом жизни, то неизбежно придете к выводу, что Ваш потенциал используется далеко не в полную силу. Скорее всего, у Вас нет определенного мнения о причинах такого положения дел, но оно Вас во всяком случае не удовлетворяет.
Вы живете с ощущением, что какие-то тормоза препятствуют Вам доводить дело до конца, настаивать на своем в острой ситуации, противостоять давлению.
Вы уступаете, а потом удивляетесь — почему? Вы ругаете себя — зачем? И снова поступаете также.И снова у Вас появляется ощущение, что вашу волю парализуют какие-то тормоза.
Есть ли эти тормоза на самом деле?
Да, есть.
Откуда же они берутся?
Когда рождается маленький ребенок, его поведение целиком определяется инстинктами. Их проявления ничем не сдерживаемы, их удовлетворение приносит непосредственное удовольствие, а в сознании еще нет необходимости.
Но ребенок попадает в конкретную социальную среду с ее запретами, формами и стереотипами поведения, нормами. И всякое действие, не соответствующее этим нормам, встречает отрицательные санкции — чаще всего со стороны родителей.
Все эти одергивания и требования воспринимаются некритически. Ребенок усваивает их, они становятся частью его психики.
Система этих запретов обретает некую целостность, самодовлеющее существование. И теперь в бессознательном борются две сущности — изначальный зверек, система животных инстинктов, и надсмотрщик — система запретов, общественных норм и стереотипов.
Позже, уже на фоне борьбы этих двух сущностей, происходит становление индивидуального самосознания личности. Но это сознание отвечает лишь за 10%-20% поведенческих реакций, все остальное определяется бессознательными мотивами.
Надсмотрщик
Итак, в психике каждого человека присутствует надсмотрщик, который контролирует его индивидуальные инстинктивные проявления, делает его приемлемым членом общества. Как только зверек пытается совершить нечто, для общества неприемлемое, надсмотрщик тут же предъявляет флажок «НЕЛЬЗЯ!», и зверек замирает в испуге.
Существование надсмотрщика неизбежно — ведь без некой унификации поведения и обеспечения взаимной безопасности невозможно существование никакого общества. Надсмотрщик обеспечивает социальную приемлемость каждого индивида.
Процесс формирования надсмотрщика в психике ребенка называется социализацией. Благодаря этому надсмотрщику мы всегда знаем, что можно и что нельзя. Но знаем это только если живем в той же культурной среде, в которой формировались. Иначе наше поведение оказывается странным и неприемлемым для других. Примером может быть поведение кавказцев в России, русских в Америке, марокканцев в Европе и т.п.
Итак, надсмотрщик делает нас приемлемым членом общества, но при этом он не универсален, неадаптивен, в отличие от сознания. Кроме этого, у него есть еще один недостаток.
Он гарантированно делает Вас рабом.
Запрограммированные как хронические неудачники, как рабы обстоятельств, установлений, стереотипов и чужих манипуляций, люди оказываются неспособными к преодолению самых обычных препятствий, к противостоянию чужой воле, к отстаиванию своих интересов. Это не дает возможности раскрыться их творческому потенциалу. Даже самая высокая квалификация в любом деле оказывается «невостребованной» обществом, если ее обладатель не является творцом своей судьбы.
Общество как система заинтересовано в формировании управляемых исполнителей, рабов, готовых бессознательно приносить свои интересы в жертву интересам общества. На энергии подобных действий и зиждется стабильность общества как такового.
И здесь ваши личные цели отличаются от целей вашего надсмотрщика, от интересов общества, которые он столь навязчиво представляет. Чем более Вы свободны от навязываемых стереотипов поведения, тем более эффективно Ваше личное поведение с точки зрения ваших личных целей. Сужая сферу компетенции надсмотрщика и расширяя сферу сознательного Я, Вы добиваетесь повышения целесообразности ваших усилий, а значит — и их результативности.
Есть очень много запретов, которые снижают личностную эффективность в сотни раз. Грубо говоря, средний член общества использует свой потенциал лишь на 1%-2%, все остальное уходит на внутреннюю борьбу. Освободив еще лишь 2%-4%, мы повышаем эффективность вдвое-втрое.
Внутренняя свобода и личностная эффективность
Итак, ресурс повышения личностной эффективности — внутренняя свобода. И ресурс этот огромен. Первый, кто осознал масштабы этого потенциала и заговорил о его освобождении, был швейцарский поэт и философ Фридрих Ницше. Правда, отсутствие психологического образования (следствие отсутствия по сути в те годы научной психологии) привело его к крайне экстремистским выводам — к требованию полного освобождения личности от социальной зависимости.
При высокой степени внутренней несвободы свобода внешняя оказывается бесполезной. Более того, ее рамки пугают, давят, делают ощущение внутренней несвободы мучительной. В результате человеком овладевает «бегство от свободы«, формирование в психике механизмов адаптации раба к условиям свободы без выхода из рабского состояния.
Е. Гильбо
#30ДнейДляСебя — это проект о личной эффективности, который позволяет разобраться с важными вопросами и образом жизни, настроить свой ритм продуктивности и достигать результата в состоянии комфорта.
Подпишитесь на канал на YouTube. Там много полезных видео!
А чтобы не пропускать новые публикации - используйте Telegram-канал.
И, самое главное - CLUB 90901 - место, где ваш личный проект станет реальностью.