«Публичные выступления, работа с голосом и речью – это то, чем я занимаюсь, так или иначе, всю сознательную жизнь. Сначала, как пиарщик и политтехнолог, а затем – как актер и тренер. Что делает оратора выдающимся, в чем сердцевина и природа успеха — вот вопросы, которую я исследую, – говорит Андрей Ланд.
– Главная проблема многих спикеров, тренеров, бизнесменов — это слепая вера в «волшебные кнопки». «Вот я сейчас сделаю этот или другой жест, надену специальный галстук, скажу такую-то комбинацию слов — и все, публика в восторге». Увы, так не работает.
Подобный подход приводит лишь к появлению на рынке все большего количества «пластиковых», зажатых, абсолютно неживых людей. Их не хочется слушать, на них неприятно смотреть, и уж тем более — нет ни малейшего желания что-либо у них покупать или чему-то учиться. Я глубоко убежден, что никакой «волшебной кнопки» не существует. Бессмысленная дрессировка комбинаций слов, поз и жестов не сделают из вас харизматика на сцене. Поэтому главный принцип моей работы — помогать людям становиться живыми, раскрывать их внутреннюю глубину и природную органику».
— Если жесты, интонации и позы второстепенны, что первостепенно?
— У каждого человека есть некое «ядро». Та самая уникальность, которая делает вас вами. Которая сквозит и транслируется через все, что вы делаете в жизни. Именно оно вами движет, и в том числе — заставляет выходить на сцену, побуждает что-то доносить до аудитории. Вот до этого ядра важно докопаться. Когда оно раскрыто, когда вы точно знаете, кто вы, тогда можно говорить, посредством каких инструментов его проявлять вовне. И здесь на помощь приходит актерская школа, в которой есть такое понятие, как обаяние: какие инструменты, средства выразительности подходят каждому конкретному человеку.
Суперзадача — помочь человеку стать максимально гибким в том, каким он может быть во время выступления.
Одному, скажем, лучше всего удается шутить, балагурить, быть «своим парнем» — и тогда этот ресурс необходимо развивать и прокачивать. А есть мужчины-спикеры, которые лучше всего выглядят в роли, например, отца-наставника: строго, мудрого, экспертного. И здесь нужно ставить совершенно другие акценты, другие инструменты воздействия на аудиторию. Я сейчас умышленно упрощаю, чтоб было понятно, о чем речь. И когда бизнесмен, тренер или политик «познакомился с собой», когда он в гармонии и в балансе со своим «ядром», тогда можно осваивать собственную индивидуальную палитру красок, создавать инструменты, тасовать приемы, в зависимости от задачи, которую вы реализовываете прямо сейчас.
Суперзадача — помочь человеку стать максимально гибким в том, каким он может быть во время выступления. И тогда вместо кнопки «сделать приглашающий жест рукой» у вас будет веер приемов, которые вы можете использовать, чтоб создавать наиболее эффективное взаимодействие с залом.
Хочу отметить также, что разница между театральной, бизнес-сценой и сценой тренинга минимальна, так как задачи, которые стоят перед выступающими одни и та же: захватить и удержать внимание аудитории. И здесь выигрывает тот, кто может достичь этого результата максимальным количеством способов.
— В России много бизнесменов, которые находятся в публичном пространстве, не боятся взаимодействовать с прессой, чего не скажешь о белорусском бизнесе. Крупные предприниматели, чиновники и руководители предприятий боятся публичности. Нужно ли преодолевать этот публичный вакуум сегодня?
— Преодолевать его не то, чтобы нельзя, скорее не нужно. Незачем спасать того, кто не хочет быть спасенным. Ведь откуда берется отказ от публичности? Из вполне понятной позиции: «Если это никак не влияет на мой бизнес и на мою прибыль, зачем мне загонять себя в условия дискомфорта?». Насильно вытаскивать человека на сцену вряд ли стоит — никто от такого «спектакля» не получит ни пользы, ни удовольствия. Пока руководители не поймут, что публичность – это тоже ресурс, который можно монетизировать, ничего не изменится!
Другой разговор, если у вас есть вполне осознанная личная потребность преодолеть страх публичного выступления. Тогда проблем нет. Это вполне решаемая задача. И в этом смысле я точно знаю, что безнадежных случаев не существует. Здесь скорее вопрос упорства и трудолюбия. Конечно, у каждого все индивидуально, но в среднем уже через 10 занятий качественный скачок происходит даже у самых «сложных» персонажей.
— Еще наши руководители очень любят читать перед аудиторией по бумажке. Как с этим бороться?
— А зачем с этим бороться? Это один из маленьких симптомов того, что сегодня происходит в обществе. И у этого этапа есть определенная специфика, обусловленная большим количеством факторов. Брать один симптом и пытаться его вылечить, не беря в расчет заболевание в целом, непродуктивно и бессмысленно. Сегодня нам нужно планомерно развиваться, эволюционировать, активнее разгребать наследие советского прошлого, чтобы достичь европейского уровня, где полная публичность бизнеса и политики – это часть культуры.
Думаю, в какой-то момент и у нас рынок трансформируется таким образом, что люди будут вынуждены что-то с собой делать. Внешняя среда заставит развиваться или выкинет за борт успеха. И пока общество принимает чтение по бумажке и публичный вакуум со стороны бизнеса, пока это никак не влияет на продажи, прибыль, имидж и конкурентоспособность компаний, ничего не изменится. Как только придет осознание, что публичность – это мощнейший ресурс, который напрямую влияет на бизнес в целом, никого уговаривать не придется. Предприниматели примчатся на ораторские курсы. Пока это понимают и делают только самые топовые и продвинутые… Такова динамика многих процессов. Сначала верхушка, потом — все остальные…
— Страх публичного выступления испытывают практически все. Как преодолеть волнение перед выступлением?
— Есть определенный набор физико-психологических упражнений, который позволяет прорабатывать свое состояние. С волнением не нужно бороться, борьба – это дополнительный фокус внимания, который жрет огромное количество психической энергии. Важно понять, что волнение — это огромный ресурс, который можно обернуть себе на пользу. Для этого крайне важно тренировать внимание, не зацикливаться на своем самочувствии, уметь переключаться и фокусироваться на актуальных вопросах: что я здесь делаю, зачем выхожу, что хочу донести, для кого?
— И как это грамотно сделать? Как перенастроить свою психофизику?
— Есть железное правило: куда дыхание — туда внимание, куда внимание — туда энергия.
Работа с дыханием — краеугольный камень в ораторской работе. На него завязано и ваше состояние перед и во время выступления, и то, как будет работать ваш речевой аппарат, звучать голос. Практика сосредоточения на процессе дыхания хотя бы на две-три минуты дает возможность сконцентрироваться на моменте «здесь и сейчас», успокоиться, найти внутреннее равновесие и избавиться от всяких мешающих симптомов.
Важно освоить так называемое диафрагмальное дыхание — это источник к мощному, здоровому, убедительному голосу. Кроме того, если в самом начале выступления честно сказать аудитории, что вы в данный момент чувствуете (например, «знаете, для меня это очень волнительное выступление, потому что…» и т.д.), то вы заметите, что волнения в этот момент станет гораздо меньше, а зритель проникнется к вам дополнительным сочувствием и поблагодарит за честность и открытость.
— Какие есть инструменты, чтобы эффективно держать внимание аудитории?
— Мне сложно коротко ответить на этот вопрос. Способов и техник множество, основаны они на тех самых 13 принципах, которым посвящен мой мастер-класс в Минске, и о которых я сейчас пишу книгу. Перечислять их бессмысленно — это займет слишком много времени, а понимания не прибавит. Могу только повторить еще раз, что нет какой-то одной «волшебной кнопки». И чем больший арсенал у вас есть, тем лучше. Если вы настолько уверены и профессиональны, что можете позволить себе нарушать любые правила — нарушайте! Лишь бы вы были довольны результатом.
И, конечно, на вершину ведут упорство и трудолюбие. Чем больше опыта, тем лучше. Чем больше часов вы наработаете перед аудиторией, тем проще вам будет выступать. Какие инструменты вы бы не использовали, какие упражнения вы бы не делали, мастерство нарабатывается практикой, как и в спорте. Ведь чтобы научиться подтягиваться, нужно просто подтягиваться. Чтобы научиться играть на фортепиано, нужно просто играть на фортепиано. Чтобы расслабиться и комфортно себя чувствовать перед аудиторией, нужно регулярно выходить и выступать перед аудиторией.
— Вы привезете совместно с Вадимом Демчог в Минск «Театр внутренних игр». О чем эта программа, и кому стоит на нее идти?
— Эта программа о том, как мы сами создаем себе ту реальность, которую потом называем объективной. О том, в какие игры с нами играет наш собственный мозг. На этом тренинге мы исследуем свою «внутреннюю сцену», учимся наводить порядок в голове и осознанно управлять своими мыслями и эмоциями…. А в финале — осваиваем механизм формирования своей желаемой реальности, создаем ту жизнь, которую мы хотим! Звучит фантастично, я понимаю, но на практическом уровне нет никакой мистики – только технология управления своим вниманием, воображением и, как следствие, умом! И все это в игре, посредством игры и через игру!
Беседовала Мария Малёхина
Подпишитесь на канал на YouTube. Там много полезных видео!
А чтобы не пропускать новые публикации - используйте Telegram-канал.
И, самое главное - CLUB 90901 - место, где ваш личный проект станет реальностью.