«Я думаю, что в мире делается слишком много работы [и] что огромный вред причиняется верой в то, что работа добродетельна…» (Бертран Рассел)
Однажды Чжуан-цзы гулял в горах и заметил большое дерево с длинными ветвями и густой листвой. Дровосек остановился возле него, но не стал его рубить. Чжуан-цзы спросил дровосека, почему он так поступил, и тот ответил:
«Дерево это ни на что не годно».
– Это дерево, – сказал Чжуан-цзы, – благодаря тому что оно бесполезно, сполна проживет отведенный ему Небом срок.
Потом учитель спустился с горы и остановился на ночлег в доме друга. Хозяин был так обрадован, что приказал слуге зарезать гуся и приготовить из него угощение для гостя. «Один из гусей умеет кричать (помогает охранять и предупреждать хозяина о приближении людей), а другой не умеет. Которого из них резать?» – спросил слуга.
– Зарежь того, который не умеет кричать, – приказал хозяин.
На следующий день ученик спросил Чжуан-цзы:
– Вчера дерево, росшее на горе, сберегло себя благодаря тому, что оказалось ни на что не годным. Гусь же хозяина погиб из-за своей ущербности. А чего бы вы пожелали для себя, учитель?
Чжуан-цзы рассмеялся и ответил:
– Мне, наверное, следовало бы выбрать что-нибудь среднее между пригодностью и непригодностью? Это кажется правильным, но на самом деле это не так, ибо такой выбор не избавляет от обремененности вещами. Только в вольном странствии, сообразуясь безотчетно с Великим Путем и его силой, мы можем стряхнуть с себя бремя мира.
Беги славы, беги позора.
Ты то дракон, то змея,
Превращайся вместе со временем.
Не желай никогда быть кем-нибудь.
Будь то вверху, то внизу,
Согласие – вот твоя мера.
Скитайся же привольно у истока всего сущего, принимай вещи, как они есть, но не будь вещью для вещей. Кто тогда сможет навязать тебе бремя? Так поступали Священный Земледелец и Желтый Владыка. Но когда мы обращаемся к порядкам в этом мире и людским законам, мы видим, что в мире все устроено иначе.
Что соединяют – то распадается.
Где успех – там крушение.
Прямота искривится.
Почет плодит злословие.
Ни одного свершения без упущения.
На умного найдется хитрец.
На глупца найдется обманщик.
Можно ли тут быть уверенным в чем-либо? Как печально! Вы, ученики, должны направить все помыслы к Пути и его силе.
«Чжуан-цзы»
______
Дерево как и человек не могут быть сведены к его полезности. Корявое дерево просто есть — во всем своем уродстве или величии. Другим оно не нужно. И как только мы перестаем сосредотачиваться на его полезности, то, возможно, все-таки начнем наслаждаться деревом, расслабляясь в тени его широких ветвей.
- Должны ли мы сводить себя к инструментам, которые служат другим, экономике, высшему благу или даже самим себе в будущем?
- Можем ли мы смотреть на мир без линзы «полезность/бесполезность»?
- Нормально ли для нас просто быть? И как конкретно мы это (не)делаем?
Подпишитесь на канал на YouTube. Там много полезных видео!
А чтобы не пропускать новые публикации - используйте Telegram-канал.
И, самое главное - CLUB 90901 - место, где ваш личный проект станет реальностью.