Вопрос о том, почему люди делают то, что они делают — это ключевой вопрос психологии личности.
Возможны по меньшей мере шесть ответов на этот вопрос, которые определяют шесть разных систем отношений человека с миром и, соответственно, шесть разных систем регуляции поведения, жизни человека в мире. Эти системы переплетаются друг с другом, тем не менее их достаточно четко можно логически выделить в чистом виде.
1. «Потому что я хочу»
Это логика удовлетворения потребностей. У меня есть желание, влечение, его надо удовлетворить.
2. «Потому что он первый начал»
Это логика реагирования на стимул.
3. «Потому что я всегда так делаю»
Это логика предрасположенности, стереотипа, диспозиции, которая охватывает, пожалуй, большую часть психологии личности. С ней связаны такие понятия, как «характер », «стиль», «установка», «научение». Очень большая часть нашей жизни протекает именно по этой логике. Три названных системы или механизма – общие для человека и животного. Любое животное может себя вести в русле этих трех логик.
Четвертый ответ уже специфичен для человека, но не специфичен для личности.
4. «Потому что все так делают»
Логика социальной нормативности, социальных ожиданий. Критерием регуляции выступает соответствие определенным ожиданиям социально значимой группы. Крайним выражением этой логики является тотальный конформизм. Строя отношения с миром, учитывать в той или иной мере социальные ожидания, интересы социального целого необходимо.
5. «Я это сделал, потому что мне это важно»
Эта логика – логика смысла или логика жизненной необходимости, специфичная для личности и определяющая личность. Можно утверждать, что человек является личностью в той мере, в какой его жизнь определяется именно этой логикой.
Первые три системы регуляции деятельности не нуждаются в представлении о мире как о целом. Для того чтобы реагировать на стимул, достаточно стимула. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, достаточно потребностей. Чтобы вести себя по стереотипу, достаточно стереотипа.
Детерминанты всех этих форм поведения не выходят за пределы конкретной ситуации. Действуя в рамках этих трех логик, субъект не может сделать что-то, чего нет в ситуации.
Логика социальной нормативности расширяет контекст деятельности, учитывая то, чего нет здесь-и-теперь, в данной ситуации, но она все равно не связана с миром как целым, она связана с расширением контекста жизнедеятельности, с включением значимых социальных групп в жизненную структуру этих отношений.
Действие же, ориентирующееся на смысл – это действие, которое ориентируется на всю систему отношений с миром в целом. Это поведение, в котором учитывается определенным образом вся система отношений с миром и вся дальняя временная перспектива.
Если я ориентируюсь на смысл действия для меня, я не могу сделать что-то, что разрушительно для моей жизни в дальней перспективе. Подобно тому, как по любому маленькому кусочку голограммы можно восстановить целое, в смысле любого конкретного действия отражается весь жизненный мир как целое. Ориентируясь на смысл, человек поднимается над ситуацией.
6. «А почему бы и нет?»
В этом ответе отражается логика свободного выбора. Если первые пять логик поведения или систем регуляции деятельности в той или иной степени присущи всем психически здоровым и полноценным людям, то шестая логика или система присуща не всем людям и отражает меру личностной зрелости как ее основную дифференциально-психологическую характеристику.
Самодисциплина, как некая культура саморегуляции появляется в зачаточном виде на 4-м уровне. Раскрывается и помогает личности управлять действиями с опорой на смысл на 5-м. А вот на 6-м наступает момент, когда самодисциплина в каком-то смысле растворяется или интегрируется в личность, которая в идеальном своем и недостижимом состоянии в ней не нуждается.
Ловушка тут может быть в том, что только начиная заходить на территорию пятого уровня (логика смысла) и обнаруживая что осмысленный и ответственный стиль жизни (саморегуляции) — это достаточно непростой и энергозатратный процесс (по крайней мере в начале), под влиянием, например, поп-культуры, образа жизни, псевдорелигиозных культов, человек пытается перескочить на 6-й уровень. А по факту откатывается к первым 4-м.
Не стоит перепрыгивать ступеньки. Они этого не прощают. До того как стать «Йодой» нужно пройти уровень осознанной некомпетентности/компетентности.
О вариантах поговорим тут.
Подпишитесь на канал на YouTube. Там много полезных видео!
А чтобы не пропускать новые публикации - используйте Telegram-канал.
И, самое главное - CLUB 90901 - место, где ваш личный проект станет реальностью.