Почему большинство людей во всём мире сейчас, вдруг, разочаровались в своём профессиональном выборе, внутренне недовольны тем, что они делают, ощущают неправильным тратить на неё время своей жизни?
Этот вопрос касается каждого из нас, даже если вам лично ваша работа нравится. В ответе на него кроется одна из причин, того социального-психологического безумия, которое, наряду с прочими проблемами, и толкнуло нас на грань самой масштабной войны в истории человечества.
Истощающие влияния цифровой среды добрались и до тех сотрудников, которые ещё совсем недавно, как сказал бы Г. Маркузе, были «одержимы желанием восхождения по экономической лестнице».
Показательно, что это произошло на фоне пандемии COVID-19, когда прокатилась серия локдаунов, а компании стали массово переводить свои белые воротнички «на удалёнку» и вообще всё больше развивать онлайн-сервисы. Разумеется, эта радикальная смена жизненного уклада не могла не повлиять на количество времени, которые люди стали проводить в цифровой реальности.
Согласно отчёту, выполненному компаниями Hootsuite и We are social, с наступлением ковида 76% пользователей стали больше времени проводить за мобильными устройствами, просмотр Smart TV увеличился на 43%, около трети всех опрошенных стали больше времени тратить на компьютерные и видеоигры. Больше половины опрошенных (57%) стали смотреть больше фильмов и шоу, 47% респондентов увеличили время использования соцсетей, а 46% стали больше общаться в мессенджерах.
Если же говорить о глобальном тренде, то по данным «Digital 2021» пользователи интернета потратили в 2021 году только на социальные сети рекордные 3,7 трлн часов, что эквивалентно 420 млн лет жизни. Всего же в интернете мы провели 1,3 млрд человеко-лет.
Средний интернет-пользователь тратит на интернет более 7 часов в день, что соответствует двум целым суткам в неделю, а если исключить сон, то 42% жизненного времени. И это не считая телевизора, который добавляет к этому «экранному потреблению», например, в США – 3,5 часа в день. Если же «вешать» в битах, то с 2010 года по 2021-й объем потребления интернет-контента вырос в 37 раз (с 2 до 74 зеттабайт).
По сути, мы уже упёрлись во временной предел цифрового потребления, и, конечно, это оказывает системное влияние на нашу психику. Цифровой мир вытесняет реальный, при этом постоянная работа мозга на приём информации вызывает комплекс негативных эффектов – депрессивные расстройства, апатию, рост агрессивности, нетерпимости и выраженное внутреннее напряжение.
Как следствие, это напряжение стало проецироваться на работу. Множество успешных профессионалов стали ощущать острое разочарования в том, чем они занимались до сих пор. Специалисты посчитали это проявлением профессионального выгорания, хотя, как минимум, странно, что вдруг «выгорело» больше половины сотрудников, тогда как прежде этот процент составлял от 3-х до 7-ми.
Весной 2021 года исследовательское подразделение компании Microsoft опубликовало доклад, согласно которому 41% сотрудников в США думают об увольнении, а компания McKinsey провела исследование совместно с кадровым агентством Kelly Services, которое и вовсе дало какие-то совершенно фантастические цифры.
Выяснилось, что состояние сотрудников в США, Канаде, Великобритании, Австралии и Сингапуре таково: 42% сотрудников находятся в состоянии «профессионального выгорания», 40% готовы уволиться в ближайшие 3–6 месяцев, при этом 26% и вовсе готовы уволиться «в никуда», то есть без какого-то плана на будущее, просто больше нет сил работать, нет желания.
По данным Gallup в отчёте за 2022 год указано, что только 21% сотрудников чувствуют вовлечённость в работу и чувствуют свою работу значимой (в Великобритании, например, таких только 8%), а об общем благополучии заявили лишь 33% респондентов. 44% сотрудников сообщили, что испытывают постоянный стресс на работе. Европа и Южная Азия, включая Индию, возглавили рейтинг стран по степени снижения общего благополучия сотрудников (за один только 2021 год он упал на 5%), при этом в Южной Азии он составляет теперь всего лишь 11%.
Сотрудникам самых разных компаний и профессий стало массово казаться, что работал забирает у них слишком много времени и сил, заставляет тратить себя на то, что им не нравится, не приносит удовлетворения или вовсе не имеет смысла. Благодаря одному из видео, которое набрало множество просмотров в интернете, феномен получил название «тихий уход» или «тихое увольнение».
«Вы не сразу бросаете свою работу, но вы отказываетесь от идеи делать все возможное», — сказал Заид Хан, автор видео о «тихом уходе» в TikTok, набравшем миллионы просмотров.
Это понятие объединяет и действительное увольнение «в никуда», и более мягкую форму, похожую, честно говоря, на своего рода саботаж – когда сотрудник перестаёт проявлять на работе какую-либо активность, выполняет обязанности формально, старается не напрягаться, не берёт сверхурочные, не отвечает на звонки от коллег и руководителей, если они поступают в нерабочее время и т.д.
Для обозначения этого феномена профессором менеджмента Техасского университета A&M Энтони Клотцем было предложено понятие «великая отставка» (наподобие «великой забастовки»). Этот исход сотрудников, от работников McDonalds до инженеров-программистов, действительно оказался в США массовым: за один только апрель 2021 года уволились рекордные 4 млн человек. Опросы показали, что почти 40% «белых воротничков» готовы уволиться, если их заставят вернуться с удалённой работы.
С огромными проблемами по возвращению сотрудников в офис после пандемии столкнулась, например, компания Apple. Не секрет, что эта компания всегда очень гордилась положительными отзывами как работодатель, рассказывала о необычайной вовлечённости своих сотрудников и о крайне продуктивной корпоративной культуре. Но здесь, буквально под угрозой бунта она была вынуждена, вопреки желанию топ-менеджмента, перейти на «гибридный режим работы».
Новые правила позволяют сотрудникам присутствовать на рабочем месте только три дня в неделю, а оставшиеся два проводить на удалёнке. Кроме того, Тим Кук объявил, что это позволит сотрудникам работать из любого места до двух недель в году, «чтобы, – как говорилось в его внутреннем письме, – быть ближе к семье и близким, иметь возможность сменить обстановку, организовать неожиданное путешествие или по любой другой причине на своё усмотрение».
Иными словами, избыточное цифровое потребление, спровоцированное локдаунами, вызвало нарастающий внутренний стресс, который был перенесён на рабочие процессы, в результате чего работа потеряла свою прежнюю притягательность, и сотрудники больше не хотят покидать свои дома и находиться под непосредственным контролем работодателя.
Понятно, что это только увеличит степень интернет-зависимости, степень стресса и недовольства, которое потребует своего протестного выхода. При этом, как показывают исследования, атомизация общества, лишь нарастающая в условиях цифровой зависимости, прямо коррелирует со спонтанностью и жесткостью социальных протестов. Для того, чтобы полыхнуть, такому обществу достаточно простой спички…
Андрей Курпатов. Отрывок из книги «Третья мировая война»
Подпишитесь на канал на YouTube. Там много полезных видео!
А чтобы не пропускать новые публикации - используйте Telegram-канал.
И, самое главное - CLUB 90901 - место, где ваш личный проект станет реальностью.