Закрыть
Entries RSS
Апр 11

Знакомство с Трансцендентными расстановками

пирамида

Полно ответить на вопрос, что такое Трансцендентные расстановки, мне представляется невозможным в силу различных причин. Одна из них – принципиальная новизна материала и неподготовленность к этому аудитории моих коллег, к которым статья обращена в первую очередь. Уверен, потребуется еще много усилий и времени, чтобы само право публичного обсуждения Трансцендентных расстановок (T-Constalations) не вызывало сомнений и перестало встречать удивление и неприязнь в профессиональных сообществах социологов, антропологов, психологов и расстановщиков.

Более существенная причина

невозможности полноценного объяснения состоит в самом подходе к сущности Знания, лежащем в основе Трансцендентных расстановок. В рамках научной западной мысли к данному подходу, пожалуй, ближе всего феноменологический. В своей же изначальной сути Трансцендентные расстановки исповедуют йогу. Йогическая практика подразумевает стремление к слиянию (единению) триады Риши (исследователь или субъект познания) – Девата (процесс познания) – Чандос (объект познания).

В максиме, познание, обращенное к Абсолюту, подразумевает единение с ним (ТАТ ТВАМ АСИ). Во всех остальных, частных случаях исследования, принцип объединения субъекта познания с объектом познания недвусмысленно указывает на невозможность получения знания без того, чтобы «встать на место» того, что исследуешь. В буквальном смысле такую практику исповедуют в форме обязательных техник драматическое искусство, психодрама, расстановки. Любое другое исследование, не подразумевающее личную практику отождествления с исследуемым, может претендовать лишь на вторичную и дополнительную роль, ограниченную задачами сбора и классификации информации. Именно потому в рамках данной статьи я не ставлю перед собой задачи объяснить, что такое Трансцендентные расстановки, но только представить ознакомительную информацию и подвинуть коллег к дальнейшему изучению.

Для объяснения нового необходимого отталкиваться от того, что представляется уже относительно известным. Потому начнем с понятия «расстановки», закрепившимся в общественном сознании в связи с семейными расстановками, «открытыми» Бертом Хеллингером и заявленными им в печати в 1993 («Два рода счастья»).  Не вдаваясь в сущность метода (по моему глубокому убеждению, остающуюся недоступной пониманию его последователей), ограничусь минимальными видимыми признаками данного вида групповой работы.

Итак, что внешне происходит во время расстановки?

В соответствии с заявленной клиентом темой на роли участников (живых или мертвых) рассматриваемого случая  ставятся участники группы (заместители) и под контролем/управлением ведущего (расстановщика) сконструированная на сцене ситуация получает или не получает свое сценическое движение. Предполагается наличие связи между происходящим на сцене и тем, что происходило или происходит в жизни клиента, или же касается его через события имевшие место с людьми прямо или косвенно связанными с клиентом. Причина и характер такой связи целиком и полностью возлагается на «поле», феномен нуминозный т.е., по определению необъяснимый. В своей работе расстановщик ориентируется на субъективные ощущения, интуицию (чтение «поля») и ранее эмпирически выведенные закономерности в виде «наилучших» расстановочных конструкций из положений относительно друг друга участников действа.

Поскольку в рамках данной статьи семейные расстановки не являются объектом исследования, я ограничусь сказанным, осознавая вопиющую недостаточность такой презентации для тех, кто незнаком с семейными расстановками, и не менее вопиющую «невовлеченность» описания в плоть и кровь расстановок с точки зрения приверженцев метода. Однако не вижу в этом повода для осуждения: в настоящее время существует переизбыток электронных источников и некоторое количество литературы на данную тему – желающие всегда могут ознакомиться, а собственное видение семейных расстановок и  масштабов личности Берта Хеллингера я намерен предъявить в других работах.

Вернемся к Трансцендентным расстановкам,

которые при внешнем, видимом сходстве имеют ряд принципиально иных характеристик.

Во-первых, в отличие от семейных, они не ограничиваются работой с людьми, а так же семейной или какой либо еще социальной системой. В сцену могут вводиться предметы, животные, персонажи сказок, мифов, события, абстракции – так или иначе, любое явление, имеющее за собой тактильный, звуковой, обонятельный, вкусовой или визуальный модус.

Во-вторых, происходящее на сцене не претендует на статус внешней реальности и рассматривается исключительно как метафора, работа с которой, кстати, отвергается или недооценивается современными расстановщиками. В этих двух пунктах Трансцендентные расстановки родственно близки психодраме.

В-третьих, работа с «полем» в русле Трансцендентных Расстановок – осознанная. Последнее подразумевает не только знание «поля» и, как следствие, зрячую позицию расстановщика, но и активное включение в роли того, что составляет само «поле», а именно персонифицированные Силы (Грахи). Последнее – работа с Силами — выводит предъявляемый мной вид расстановок на уровень трансценденции.

Трансцендентные расстановки прямо отвечают на вопрос,

что такое расстановочное «поле» и опираются на Знание законов его функционирования, что дает возможность осознанного взаимодействия с ним, в том числе и «ограниченное» управление «полем».

Расстановочное «поле» является формой проявления того, что определяется через санскритский термин — Акаши (Эфир). В непосредственном проявлении Акаши есть один из пяти Махабхут (великих первоэлементов) доступного нам в ощущениях проявленного мира и может восприниматься непосредственно через рефлексию собственного состояния (настроения). Акаши в свою очередь есть среда материализации такой Силы (Грахи) как Гуру. Гуру есть Сила Пространства и заключает в себе в качестве последовательности комментариев нижестоящие 6 Сил (Грах), тогда как Акаши представляет собой поле для проявления и взаимодействия Наваграх, т.е. всех 9 Сил, образующих Бытие.

Мы не будем перечислять эти 9 Сил, не будем здесь знакомиться с Ними и постигать законы их переплетений. Я ограничусь лишь констатацией их существования и фактом доступности их изучения. Изучение Сил – уникальный и субъективный йогический опыт. Но прежде, чем инициировать дальнейшее Их исследование, хочу сразу предостеречь заинтересовавшихся от подстерегающих нас на Пути грубых ловушек господствующего в западном и современном индийском обществе невежества.

Первым и, думаю, самым примитивным заблуждением

здесь является отождествление Наваграх с планетами Солнечной системы и, как следствие – насильственное приписывание Наваграх к топким берегам ведической астрологии. Как уже было сказано, Силы (Грахи) реализуют Бытие, т.е., не ограничиваются таким ее микроскопическим проявлением, как Солнечная система. Планеты в границах соответствующей им системы выступают одновременно как:

1) знаки,

2) трансляторы и

3) объекты воздействия Сил.

Любое явление в причинно-следственной иерархии является знаком, так как по одному событию можно судить о следующем, вытекающем из него событии и – заметьте! – о прошлых или будущих родственных событиях. Под родственными событиями здесь подразумеваются параллельные события, вызванные неким общим событием. (В аналитической психологии направление изучения последнего было определено К.Г. Юнгом как синхрония. Максимально же абстрактный уровень осознания начальных событий и есть уровень осознания Грах.).

Замечу, что все, что вырывает событие из разряда множества несвязанных между собой событий («случайных» относительно друг друга) есть видение существующих независимо от нас всеобщих взаимосвязей (законов). Те или иные варианты видения этих взаимосвязей мы определяем как язык (науку), а событие – как знак.

Что касается функции транслятора, выполняемой любым событием, то понимание очевидности этого утверждения исходит из факта причинно-следственной связи, в которой любое событие (кроме изначального) одновременно является и следствием и обусловленной причиной последующего и еще более обусловленного события.

Второй ловушкой

для многих заинтересовавшихся станет их собственная механистичность, как родовая черта западноевропейской мысли. Именно механистичность мышления может не позволить правильно понять личностную природу Сил (Грах). Механистичность мышления вытекает из нашей линейности, а, точней, плоскостности. Такой подход применительно к Силам (Грахам) либо приведет к отрицанию самой возможности Их разумности и личностного общения с Ними, либо к не менее вредному антропоморфизму. Первое превратит работу с Силами (Грахами) в формальную астрологию, второе – приведет к сентиментальной религиозности.

Трансцендентные расстановки – это один из вариантов работы с Силами Пространства (Грахами). Практика работы с Ними – это, прежде всего, Духовная практика и требует многого от расстановщика. (Подробней о сущностных и инструментальных особенностях данной практики, о требованиях к ведущему и заместителям в Трансцендентных расстановках поделюсь позже.) Риски тут – теоретически огромные. Но именно грандиозность, нетехнологичность и феноменальность метода отсеет недостойных, а само условие взаимодействия с Силами станет гарантом его правомерности и, смею считать, экологичности. В руках человека, не обладающего достаточным уровнем осознанности, «волшебная палочка» не сработает. И это обнадеживает.

Конечно, перечисленные выше признаки Трансцендентных расстановок не дают представления о предмете, но предоставляют достаточно оснований, чтобы те, кому данный метод недоступен, уже сделали правильный для себя вывод. Таким образом, данная статья, надеюсь, окажется первым фильтром на Пути к Знанию.

В завершении отмечу, что возможности трансформации, заложенные в Трансцендентных расстановках для всех нас, будь то люди и сообщества, обратившиеся за помощью, или сами расстановщики — неограниченные. По-другому и быть не может, так работа идет на уровне универсальных Сил, определяющих все сущее. Возможности использовать эти возможности определяют сами Силы. Возможность взаимодействия с Ними как Воля дана каждому из нас по праву рождения. Так же как и выбор здесь и сейчас услышать или не услышать сказанное.

© Денис Бугулов

Комментарии : Facebook ВКонтакте
Яндекс.Метрика