Закрыть
Entries RSS
Ноя 30

Выясняем потребности сотрудников по почерку

Компании тратят большие суммы на подбор и различные инструменты оценки персонала. Однако до конца разобраться в психологии работника бывает весьма сложно. Распознать личность сотрудника поможет анализ его почерка. Он дает возможность понять истинные мотивы работников и их отношение к деятельности. Давайте разберем, как графология может быть полезна HR-специалисту, что нельзя выявить с помощью анализа почерка, как отражаются в почерке ведущие потребности сотрудников.


Анализ почерка на службе HR-менеджера

Графология – ценный инструмент распознавания личности. Почерк показывает, что на самом деле думает сотрудник, как он достигает целей, как организует свою деятельность, насколько усердно способен работать и что можно от него ожидать в будущем. Кроме этого, графологический анализ раскрывает социальные навыки и проблемные зоны работников, истинные потребности и мотивы (преимущества графологического
анализа по сравнению с другими подходами – в таблице на стр.). Наиболее востребована глубинная диагностика с помощью анализа почерка при подборе и оценке топ-менеджмента, так как успех деятельности руководителя во многом определяется его личностными особенностями.

Графологический анализ уместно применять для решения следующих задач в управлении персоналом:

  • отбор и оценка персонала;
  • составление планов адаптации сотрудников;
  • формирование кадрового резерва;
  • разработка планов развития и обучения сотрудников;
  • анализ межличностных отношений в коллективе.

Что нельзя определить по почерку

Все то, что не связано с внутренним миром человека, а больше определяется внешними обстоятельствами, определить по почерку невозможно.

Например,социальное положение, статус,наличие детей и их количество, особенности внешности, национальность, профессию и т. п. Несмотря на распространенное мнение о том, что по почерку легко определить пол и возраст, это на самом деле не так.

И пол, и возраст имеют две ипостаси: внутреннюю (психологическую) и внешнюю (объективную). Биологический пол человека определяется по внешним половым признакам, тогда как психологический пол (гендер) – по чертам характера. Почерк выдает глубинную суть, то есть принадлежность человека к тому или иному гендеру, другими словами, какое начало преобладает в человеке – женское или мужское. Точно также происходит с возрастом. Есть понятие психологический возраст и не всегда он совпадает с паспортным. Именно психологический возраст определяют графологи по почерку.

Как правильно подготовить материал для анализа

Для того чтобы минимизировать случайные погрешности при проведении графологического анализа, рекомендуем придерживаться следующих правил.
  1. Использовать чистый лист бумаги формата А4.
    Недопустимы разлиновки, клеточки, анкеты. При анализе важно оценить не только саму запись, но и поля, межстрочные интервалы, организацию текста. Важно, чтобы все эти особенности исходили от самого человека, а не диктовались внешними табличками или разлиновками.
  2. Минимальный объем текста – полстраницы.
  3. Писать текст спонтанно.
    Нельзя списывать, писать под диктовку или цитировать стихи. Можно задать тему эссе, но не диктовать его содержание.
  4. Под лист подложить необходимо еще три-четыре листа бумаги.
  5. Применять шариковую ручку, лучше синего цвета.
    При анализе важным параметром является нажим и особенности его распределения; гелевая ручка, как и фломастер, не позволяет увидеть его особенности.
  6. Оформить конец текста правильно.
    Необходимо расписаться, написать пол и возраст, пишущую руку (правша/левша), наличие очков.

Обратите внимание, не стоит торопить, одергивать или отвлекать сотрудника, когда он дает образец почерка.
Предоставьте ему столько времени, сколько потребуется.

Выявляем ведущие потребности

Для оценки ведущих мотивов по почерку уместно вспомнить пирамиду потребностей А. МАСЛОУ, в которой можно выделить три основных блока потребностей: базовые, социальные, саморазвитие.
Каждый человек в той или иной мере реализует все вышеперечисленные потребности, однако значимость каждого из блоков индивидуальна для каждого. Теория потребностей МАСЛОУ отлично коррелирует с анализом почерка (как, впрочем, и многие другие классические теории личности З. ФРЕЙДА, К. ЮНГА, Л. СОНДИ и др.). При оценке потребностей нужно обратить внимание на распределения трех зон в буквах.

Нижняя зона букв связана с базовыми потребностями личности, безопасностью, материальным миром, практичностью. Средняя зона отражает потребности в общении, оценке со стороны, социальном приятии, принадлежности к обществу. Верхняя зона отвечает за творческие амбиции, интеллектуальные потребности, саморазвитие.

Материальные потребности, комфортные условия работы.
Почерк с выраженной нижней зоной она крупнее, заметнее остальных) покажет, что его обладатель в первую очередь заинтересован в реализации потребностей собственной безопасности, а также материального обеспечения. То есть ему важен уровень заработной платы, условия работы, субсидии на жилье, всевозможные гарантии, страховки, соц. пакет.

Рисунок 1.

На рисунке 1 зоны букв в почерке распределяются достаточно гармонично, тем не менее крупнее и заметнее остальных выглядит нижняя зона. При полноценно прописанных буквах и сильном нажиме (человек живет полной жизнью, вовлечен в происходящее) такой расклад указывает важность материального достатка и практичность автора.

Потребности в принадлежности к коллективу, общении, оценке со стороны.
Человеку, почерк которого показывает выраженную и акцентированную среднюю зону, важно в первую очередь удовлетворение социальных потребностей: общественное признание, оценка окружающих, знаки почета, уважение со стороны коллег, налаживание связей делового и личного характера.


Рисунок 2.

На рисунке 2 средняя зона заметнее остальных, усилия пишущего направляются именно в эту сферу личностного потенциала. Читабельность, правый наклон, крупный размер в сочетании с доминантной средней зоной выдают социальность, общительность и необходимость общественного признания.

Потребности в познавательной активности, самовыражении и творчестве.
Доминантная верхняя зона (петли в буквах, верхние штрихи букв гораздо крупнее середины или низа букв) укажет, что обладателю почерка важнее раскрыть свой интеллектуальный потенциал, развивать собственные идеи и концепции.
Кстати, по статистке, такие почерки встречаются гораздо реже остальных. Сотрудника с подобным почерком будет интересовать возможность заниматься собственными разработками, он менее погружен в общественную жизнь, отношения или материальные заботы.

Рисунок 3.

На рисунке 3 уходящие вверх штрихи букв «б», «д» в сочетании с мелкой и нечитабельной средней зоной, левым наклоном выдают ярко проявляющийся индивидуализм и погружение в собственные идеи. Иногда одна (или несколько) зон в букве выглядят слишком гипертрофированно (очень крупно и раздуто по сравнению с  другими). Такое явление в почерке называется компенсацией. Это показатель обостренной потребности, возникающей от сильной неудовлетворенности человека в соответствующей сфере жизни. Гипертрофированные нижние зоны свидетельствуют об сверхзначимости вопросов безопасности и материальной стабильности; гипертрофированные средние зоны – о повышенной потребности во внимании к собственной персоне; а гипертрофированные верхние зоны – о склонности к уходу от жизненных трудностей в фантазии и мечты об идеальной жизни. В образце на рисунке 4 компенсированная средняя зона: повышенная потребность во внимании.

Рисунок 4.

Бывает и так, что какие-то зоны совсем не выражены на фоне остальных, они малы, зажаты, ущемлены. Такое положение вещей говорит о внутренних запретах на реализацию потребностей в соответствующей сфере.

Маленькая или очень узкая нижняя зона – это ощущение беззащитности, непрактичности, запрет на деньги, неумение решать вопросы материального характера. Невыраженная или ущемленная средняя зона – проблемы в коммуникациях, а невыраженная верхняя – сложности в саморазвитии.

Рисунок 5.

В образце на рисунке 5 невыраженная верхняя зона: слабая потребность в саморазвитии, преобладание бытовых интересов.

Комплексный подход в выявлении потребностей.
Анализируя лишь один признак в почерке, невозможно абстрагироваться от остальных его особенностей. Мало обнаружить, например, что в почерке доминирует средняя зона букв, и сделать вывод о том, что ведущей потребностью человека является необходимость быть включенным в социум и отношения. Такое включение может быть как позитивным (желание сотрудничать, доброжелательность), так и негативным (интриги, сплетни).

По анализу трех зон букв определяется, какой вид из потребностей доминирует, но каким образом они проявятся в жизни, покажут остальные особенности почерка. Поэтому для полноты интерпретаций почерк всегда анализируется комплексно, с учетом всех его параметров и признаков.

Рисунок 6.

В почерке на рисунке 6 выражены нижняя и средняя зоны, что показывает важность материальной и социальной составляющих в жизни человека. Зоны не являются компенсаторными или ущемленными, поэтому все потребности носят адекватный и даже несколько скромный характер (почерк не очень крупный, узкий, в нем много контроля). Верхняя зона на фоне остальных выражена гораздо слабее, что указывает на более приземленный, социально-бытовой уклад жизни и несильное стремление к творчеству и выходу за рамки (почерк очень стандартен).

Если выстраивать иерархию значимых потребностей для этого сотрудника, то на первое место выходят потребность в стабильности и надежности, материальные запросы. На второе место – признание социумом, оценка окружающих. Верхний же уровень потребностей пока не является для него актуальным.

Развеиваем мифы о графологии

Часто от HR-специалистов можно услышать, что сотрудники неохотно соглашаются на графологический анализ. Как правило, объясняется отказ двумя фактами: почерк в течение жизни меняется, использование компьютера отражается на почерке. В завершение хотелось бы дать небольшие разъяснения по этим вопросам.

 Действительно, почерк, так же как и психика человека, не статичен. Почерк, как тонкий барометр, отражает психический склад. И было бы странно, если бы он всегда был одинаковым. Это бы означало, что человек совершенно невосприимчив к внешним условиям, его нервная система не реагирует на стимулы, она неподвижна и заторможена. Сильное постоянство почерка ненормально, как впрочем, и слишком сильная его изменчивость.

Почерк трехмерен. В его структуре выделяется три измерения: горизонталь, вертикаль и глубина. Самая важная его часть, на которой базируется графологический анализ, заключается в глубине. Именно в ней сокрыта информация об устройстве нашей нервной системы, темпераменте, личностном складе. Глубину изучают с помощью лупы, она включает в себя такие параметры, как нажим, структура линий и штрихов, темп письма. Эти параметры практически не меняются в течение жизни, их рисунок уникален, как отпечатки пальцев.

Что касается изменения почерка из-за компьютера, то важно понимать, что навык письма относится к такому разряду психомоторных навыков, которые формируются один раз на всю жизнь. Заново учиться писать не нужно. Если сотрудник действительно все время работает за компьютером, то ему дается два листа бумаги, на одном из них он, так сказать, вспоминает, как это делается, а на втором пишет образец своего почерка. Психомоторный навык быстро восстанавливается, на это уходит не более трех-пяти минут.

(с) Лариса Дрыгваль, эксперт-графолог, кандидат психологических наук

Комментарии : Facebook ВКонтакте
Яндекс.Метрика