Закрыть
Entries RSS
Мар 05

Тренерские роли. Взгляд с актёрской позиции

PuselikFrank

Один из моих первых учителей в тренерской профессии — Фрэнк Пьюселик — снова в Москве с завершающим модулем курса NLP-Мастер. Я не могу упустить шанса увидеться, пожать руку, переброситься парочкой слов… (Ну, знаете, как это бывает у каждого из нас с ТЕМИ-САМЫМИ людьми, правда? Неважно — как и о чем. Важна сама встреча). Но дело не только в этом.

Всякий раз, заходя к Фрэнку на тренинг (пусть даже на час, или два), я получаю в подарок плотно набитый рюкзак свежих и крайне ценных наблюдений. Последить за работой Мастера со стороны — отличный способ стремительно повысить собственную квалификацию. Так что рекомендую, дорогие коллеги: ваши зеркальные нейроны будут Вам признательны! :)

Так вот сегодня мои наблюдения были сконцентрированы на таком любопытном феномене, как переключение тренерских ролей. Наверняка многие из вас знакомы с этим понятием. Однако, поясню на всякий пожарный.

Употребляя термин «роль», я имею ввиду «комплексное психо-физическое состояние» (на случай, если кому-то необходимы строго-научные определения).

Пару слов и о том, какое отношение какие-то там роли имеют к профессии тренера. Я исхожу из той простой идеи, что один из необходимых навыков тренера — это поведенческая гибкость. Гибкость же становится залогом универсальности.

А это значит, что:

а) в зависимости от темы тренинга, особенностей группы, места проведения и т.п. я как тренер могу что-то менять в себе и своем тренинге, дабы обеспечить более доверительный контакт с группой (раппорт, другими словами);

б) в тренинге есть много разных блоков, каждый из которых может подразумевать разное тренерское поведение, ну например: вот здесь я зажигательный и яркий оратор-вдохновитель, а тут я внимательный лапочка-няшка, который выслушает и уделит внимание каждому, а тут я могу и рявкнуть аки тигр на особо нерадивого участника…

Так вот — все эти состояния, что я перечислил (вдохновитель, лапочка, тигр) — и есть роли.

Уже стала общим местом идея о том, что Актер и Тренер — профессии как минимум близкие.  Есть Сцена (аудитория), есть текст пьесы (полотно, содержание тренинга), есть Актер (Тренер). И если Артист на сцене ограничен сценарием, ролями партнеров, замыслом режиссера, текстом пьесы, то Тренер может чувствовать себя значительно более свободно.

Он сам себе Царь и Господин, и вправе творить в собственном тренинге что угодно — лишь бы участники получили весь необходимый теоретический и практический опыт. А тренерские роли — один из тех необходимых инструментов, которые помогают решать самые различные задачи.

Есть разные подходы к тренерским ролям — существует, например, модель, в которой их всего четыре (Мудрец — Друг — Воин — Маг) и они заданы, известны и меняются по кругу в зависимости от того, какой блок тренинга проводится в данный момент. Модель неплоха и в целом полезна, НО!

Согласитесь, что бесконечно «юзать» 4 клавиши, имея в загашнике симфонический оркестр — скучно! Так что количество ролей у тренера не ограничено ничем кроме желания, фантазии и творческого заряда самого тренера! Экспериментируйте, друзья!

Если, например, тренеру по семейным отношениям придет в голову по ходу дела отыграть роль не только Отелло, но Дездемоны и даже Яго — отлично! Он может себе это позволить! (кстати на примере этой пьесы Шекспира можно блестяще продемонстрировать, как работает «треугольник Карпмана»).

Метафора, сыгранная эмоционально, ярко, с передачей различных полюсов восприятия, работает гораздо сильнее, чем пересказанная «с холодным носом» теория.

В случае с Фрэнком Пьюселиком, его тренерские роли могут меняться, по моим сегодняшним наблюдениям, с калейдоскопической скоростью в рамках одного тренингового блока.

Я насчитал не меньше 8 в течение получаса. Короткий теоретический блок был дан из роли «эксперта», который переключился на «приятеля-юмориста», что в свою очередь рассказал смешную историю на тему, после чего сменился «шутом-джокером», саркастично опрокидывающим ошибочное понимание изначального тезиса…. и т.д. и т.п.

Каждая из ролей была «заточена» для «попадания» в конкретную часть аудитории: «вот здесь мужики от 30 и выше скорее всего будут хохотать, вот здесь среагируют наиболее скептически настроенные участники, а тут пустят слезу и будут растроганы представительницы прекрасной половины…»

У меня нет убеждения, что Фрэнк продумывает до мелочей свою внутреннюю стратегию именно так, как я сейчас описываю. Я даже готов предположить, что уже сейчас, имея за плечами более, чем 40-летнюю практику ведения тренингов, огромное количество блистательных приемов он использует бессознательно.
Для нас же важен получаемый результат и то, ЗА СЧЕТ чего этот результат становится возможным!

И вот прямо сейчас я вижу, как выходит из-за угла строгий NLP-монстр в очках и вдавливает меня указательным пальцем в стену со словами: «А КАК ты понял, что роль у тренера менялась? Каковы критерии?»

Отвечаю:

Критерии смены роли просты: очевидно меняется целый набор параметров — мимика, тембр голоса (и другие речевые параметры — темп, скорость и т.д.), жестикуляция, осанка, походка. Могут меняться они все, могут — лишь некоторые. Амплитуда изменений, как вы понимаете, зависит от темперамента тренера и еще многих других моментов… От еле заметного минимума до + бесконечности. Но изменения есть!

И спасибо нашему строгому монстру в очках за вопрос! Ибо благодаря ему у нас целый набор параметров, которые каждый из нас в состоянии использовать при создании собственных тренерских ролей. И здесь — бесконечное поле для экспериментов с самим собой!

И для начала можно предположить, что «то, что я называю СОБОЙ», может оказаться не чем-то законченным, раз и навсегда принятым и определенным… Возможно, что «я» тоже состою из огромного количества ролей, о множестве из которых даже не подозреваю…

И тогда у меня есть, что поисследовать… И обнаружить зоны роста, развития, изменений… В том, например, как я могу говорить, жестикулировать, двигаться, как может работать мое лицо. И это исследование, конечно, уже всерьез и далеко выходит за рамки сугубо профессиональной трансформации…

А значит — разговор потребует продолжения…

To be continued.

Change, change, change… (c)

© Ланд Андрей

Ланд Андрей

Комментарии : Facebook ВКонтакте
Яндекс.Метрика