Закрыть
Entries RSS
Ноя 03

9 вопросов «гуру» SMM или «Сами по себе люди к вам не придут…»

Дамир Халилов (2)

1. Дамир, давайте начнём с вопроса, который актуален, наверное, для многих: везде ли компания должна присутствовать?

– Безусловно, не везде. Аудиторию, интересующую компанию, как правило, можно найти в одной-двух социальных сетях, остальные в этой ситуации будут пустой тратой времени. То есть, если вы занимаетесь, например, премиум-сегментами, совершенно не обязательно заводить аккаунт в «Одноклассниках». И в данной ситуации очень важно уметь правильно определить, где же публиковать контент.

Дамир Халилов

Основатель первого и ведущего в России SMM-агентства «GreenPR». Более 200 успешных кейсов в SMM. Участвовал в продвижении знаковых социальных сетей Рунета, интернет-магазинов, а также крупнейших российских и транснациональных брендов.

Автор книги «Маркетинг в социальных сетях», получившей премию «Бизнес-книга года» в премии «Озон: Премия Рунета-2014».

Постоянный докладчик главных российских конференций, посвящённых интернет-маркетингу (РИФ, E-Target, «Ашмановская конференция», Social Experience, 404-конференция), а также ведущий авторских бизнес-тренингов и семинаров.

Допустим, есть бизнесы, в которых пользователь принимает решение на основании визуального образа продукта. Это фэшн-, бьюти-индустрия, авто, туризм – можно долго перечислять. И схема такова: человеку понравилась картинка – он покупает. В этом случае нужно делать акцент на визуальных сетях, где публикуются фотографии, а не статьи или обзоры.

А вот для многих B2B-бизнесов визуальная составляющая в принципе отсутствует. Консалтинг, юридические, финансовые услуги. В таком случае, естественно, стоит сделать выбор в пользу других сетей, где сильнее текстовая составляющая. Поэтому ключевая рекомендация такова: создать аккаунты, где это только возможно, но активно развивать один или два, а остальные настроить таким образом, чтобы информация туда просто автоматически копировалась.

2. А какая социальная сеть больше всего подходит для продвижения в сегменте B2B?

– Собственно, сейчас для B2B-продвижения используются три сети. Первые две – Linkedln и Facebook. Третья несколько неожиданная – ВКонтакте. Она становится очень перспективной для этих целей.

Аудитория повзрослела: если раньше это были совсем молодые люди, теперь там большой сегмент таких молодых профессионалов 25-30 лет. Ещё один важный момент: в ВКонтакте пользователи максимально открыто и откровенно заполняют профили. В итоге мы можем таргетировать аудиторию, сфокусировать своё внимание на профессиональном, например, сегменте и показывать свои сообщения для определённой аудитории.

3. С какой периодичностью должен появляться новый контент?

– Оптимальная частота: от одного до трёх раз в день, это при условии, что вы ведёте серьёзный блог, а не перепечатываете цитаты известных людей. Мы проводили ряд замеров и выяснили, что если публиковать реже (например, раз в два дня), то, во-первых, аудитория начинает активнее выходить из сообщества; а во-вторых, для самой социальной сети это сообщество выпадает из обоймы активных и его начинают понижать в рейтингах. С другой же стороны, если публиковать больше пяти постов в день, то в большинстве случаев аудиторию это начнёт злить и люди опять же начнут выходить.

4. И какие инструменты продвижения самые эффективные?

– Можно отметить несколько ключевых моментов.

Во-первых, продвижение должно вестись в соответствии со стратегией. То есть необходимо сначала определить аудиторию, в каких социальных сетях присутствует. Для каждой социальной сети можно определить типичный портрет аудитории. Например, эконом-сегмент – это «Одноклассники», средний сегмент – Facebook и т. д. Также есть разграничения по B2C, B2B-аудитории и т. д.

Во-вторых, надо понять, что именно вашей аудитории интересно, на что она откликается. И подготовить список векторов контента. В-третьих, важно обеспечить хороший охват. Сами по себе люди к вам не придут, поэтому в самом начале нужен мощный рекламный ход, который привлечёт пользователей. Это может быть таргетированная реклама (посев по популярным сообществам, где уже есть ваша аудитория). Если говорить о наиболее эффективных инструментах, то на сегодняшний день можно выделить несколько социальных сетей, работать с которыми очень эффективно: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники; для B2B-продвижения – LinkedIn, сеть социальных связей.

Также отдельно можно выделить визуальные социальные сети – это нынешний тренд, становящийся всё более и более актуальным. Среди них можно отметить Instagram и Pinterest.

5. А есть какие-то бессмысленные действия, которые не приносят вообще никакой пользы?

– Их довольно много, таких действий.

Первое – и это такая классика бессмысленности в социальных сетях: публикация пресс-релизов. Людям это, безусловно, неинтересно. Причём мы проводили ряд исследований, направленных на изучение того, что людям в принципе хочется видеть и читать, и самый неинтересный контент для всех пользователей – это внутренние новости компании.

Самый неинтересный контент для всех пользователей – это внутренние новости компании.

Второе бессмысленное действие может быть следующим: узнав, что публиковать пресс-релизы не нужно, компания бросается в другую крайность и начинает вывешивать котиков, смешные видео и т. п. В итоге они даже получают «лайки» (потому что люди такое любят), но это никак не помогает решать те задачи, которые стоят перед ответственными за продвижение. Это не помогает продавать и вообще, собственно, позиционирует компанию довольно-таки странно.

В маркетинге есть такая поговорка: «У клоунов не покупают». И это очень верно, поэтому обязательно нужно соблюдать некий баланс. Для большинства сообществ он таков: порядка 60 % промо-контента (то есть непосредственно о продуктах компании и сопутствующих вещах) и 40 % поддерживающего контента (обзор рынка в целом, рекомендации, мастер-классы, все по близким тематикам).

Если вам хочется ввести аналитику, ей не стоит слишком увлекаться в ущерб остальным категориям: не больше 20 % в целом.

Ну и третье бессмысленное действие, которое часто делают компании, – использование серых инструментов для продвижения. Их достаточно много: спам, так называемые инвайтинги – массовые приглашения пользователей в сообщества. Эти методы многим кажутся привлекательными, потому что они бесплатные и якобы помогают привлечь аудиторию, но на самом деле они несут с собой большие репутационные риски.

6. Действительно, белые методы всегда самые надёжные с точки зрения сохранения репутации. Но ведь людей привлекать как-то надо! Вот, например, виджеты эффективны? Какая посещаемость должна быть у сайта, чтобы имело смысл их устанавливать?

– Безусловно, виджеты – это важный инструмент, они позволяют добиться того, чтобы случайный посетитель сайта в потенциале стал покупателем. Механика работы виджета следящая. Важно понимать, что зачастую человек попадает на сайт не в тот момент, когда он готов принять решение, скажем, о сотрудничестве или покупке. Ему, например, интересна деятельность компании, он сам себе говорит, что нужно будет в дальнейшем воспользоваться, но на самом деле, скорее всего, он не вернётся. В лучшем случае добавит сайт в «Избранное», которое у многих представляет собой такую большую помойку.

Если же на сайте есть виджет, то значительная часть пользователей конвертируется в подписчиков сообщества, и в дальнейшем мы имеем к ним доступ. То есть эти люди узнают о наших новинках, скидочных акциях, предложениях.

Виджет работает нормально, если показатель конверсии из посетителей сайта и подписчиков порядка от 0,5% до 4%.

Если говорить о конкретных показателях, то минимальная посещаемость сайта, при которой есть смысл устанавливать виджет, хотя бы 100 уникальных посетителей в сутки. Если меньше, то будет совсем незначительная конверсия, и особенного эффекта вы не увидите. Соответственно, можно говорить о том, что виджет работает нормально, если показатель конверсии из посетителей сайта и подписчиков порядка от 0,5% до 4%. Но это такой усреднённый показатель. Есть методики, которые позволяют его увеличивать, скажем, до 10 %, но они в целом уже несколько агрессивные. Так, например, всплывающие окна – уже не очень хорошо воспринимаемый формат для пользователя, поэтому надо крепко подумать, перед тем как ими пользоваться.

7. А есть смысл организовывать магазины в социальных сетях? Или всё же проще делать ставку на сайты?

– Сейчас, скажем так, это только начинает работать. Появились сервисы, которые позволяют организовывать полноценные магазины внутри социальной сети. По нашей статистике, это хорошо работает для продуктов со стоимостью до $ 100. Более дорогие вещи предполагают всё же более сложный цикл покупки, и конверсия всё-таки значительнее с обычного магазина.

Другой вопрос, что идеальная схема – это дублирование, когда магазин есть и там, и там. Потому что уже сейчас есть большое количество людей, целое поколение, для которых ВКонтакте – это абсолютный синоним Интернета. Им некомфортно выходить на какие-то другие сайты, разбираться в функционале и т. д. Этим людям нужно давать возможность купить внутри социальной сети или хотя бы контакты менеджера, с которым они могут связаться и совершить покупку по телефону или опять-таки через ВКонтакте.

8. Каким же образом отслеживать продажи? Не всегда удаётся определить, откуда Клиент пришёл.

– Есть несколько способов прослеживать продажи. Первый вариант подходит для интернет-магазинов, для бизнеса, где заказ делается через Интернет. Это веб-аналитика. Вы сразу будете видеть, что человек, например, перешёл из ВКонтакте.

Но поскольку серьёзные покупки люди совершают не чисто через Интернет, а используют несколько каналов, есть другие варианты отслеживать. Например, система промо-кодов. Для каждой социальной сети заводится свой уникальный промо-код, который даёт скидку (допустим, 5-10 %) или дополнительный бонус. Человек при покупке называет или вводит промо-код – и мы сразу узнаём, откуда он пришёл.

Третий инструмент сложнее, но он относится к самым эффективным. Это так называемая мультителефония. Ряд сервисов даёт возможность, так сказать, «размножать телефон». Вы вводите один номер и получаете несколько рабочих номеров. Далее под каждую социальную сеть делается свой телефон, и по Яндекс-метрике мы можем отследить, кто откуда пришёл. Получается достоверная статистика. В общем, инструментов немало, главное – грамотно ими пользоваться!

9. Это верно, важнее всего понимание того, что делаешь. И давайте немного заглянем в будущее: есть ли такие инструменты, которые уже используются на Западе, а к нам только приходят?

– Да, есть такие инструменты. Но в первую очередь хочу сказать, что тот разрыв с точки зрения использования социальных сетей, который два-три года назад был между Западом и Россией, почти нивелировался. Но что у нас пока не популярно, а там используется – это Pinterest и Tumblr.

Первая – это визуальная социальная сеть. Принцип её работы таков: путешествуя по разным сайтам, пользователь любое понравившееся изображение может добавить на свою доску (многие используют это, например, для шоппинга). И суть в том, что в это изображение оказывается вшита ссылка на страницу, откуда оно было взято. Её никак убрать нельзя! И каждый раз, когда пользователь на неё кликает, он переходит на исходный сайт. В итоге Pinterest даёт чудовищное количество трафика при абсолютно бесплатном продвижении.

Что же касается Tumblr, то это сеть, относящаяся к сегменту классического блоггинга, то есть в ней можно публиковать подробные статьи и т. д. У нас такую роль, наверное, играет Live Journal, но постепенно интерес к Tumblr тоже увеличивается. Он удобен, его можно вести в очень разнобойном формате: выкладывать фото и текст, видео. Опять же на Западе очень качественная аудитория, у нас будет то же самое. Так что эти две сети в обозримом будущем могут начать представлять большой интерес, и я советую их использовать!

Дайджест инструкций по SMM
от Дамира Халилова

Дамир Халилов, набор чек-листов

Это уникальный набор пошаговых инструкций о продвижении во ВКонтакте. Конкретные пошаговые алгоритмы работы. Цифры и четкие рекомендации.

1. Шаблон создания продающего сообщества во ВКонтакте.
2. Чек-лист создания прибыльного паблика во ВКонтакте.
3. Чек-лист создания эффективного контента (в общем на соц. сети).
4. Чек-лист продвижения сообщества во ВКонтакте.
5. Чек-лист как зарабатывать в соц. сетях работая как фрилансер.
6. Чек-лист обязательных навыков сотрудника.

*6 пошаговых инструкций в .PDF формате

Для кого этот набор done-for-you пошаговых инструкций:

  • Для руководителей, которым надоели пустые статьи и материалы, и которые хотят, наконец, получить конкретную пошаговую инструкцию по внедрению.
  • Для грамотных маркетологов (онлайн и офлайн) — чтобы внедрять пошагово все инструменты продвижения во ВКонтакте.
  • Для SMM-специалистов всех уровней подготовки, поскольку набор пошаговых инструкций просто нельзя пропустить.

Комментарии : Facebook ВКонтакте
Яндекс.Метрика