Закрыть
Entries RSS
Май 17

Расстановки по Хеллингеру. Духовные расстановки

В настоящее время никто не будет отрицать тот факт, согласно которому поступками и мотивами человека управляют не только его индивидуальные воля и разум. Известно, что на поведение личности накладывают отпечаток в том числе различные неосознанные родовые сценарии. Метод системных семейных расстановок позволяет осознать эти сценарии — и их проработать, чтобы выйти из тех тупиков и ловушек, из которых в своё время не могли выйти наши предки.

Семейный театр

История метода системных расстановок уходит корнями как в транзактный анализ Эрика Бёрна, так и в первичную терапию Артура Янова. Известно, что ещё будучи священником, создатель метода, Берт Хеллингер, впервые задумался об удивительной феноменологии внутрипсихической природы. Задавшись вопросом относительно того, что же важнее, идеалы или же люди, он вскоре сложил с себя религиозный сан и решил посвятить свою жизнь исследованию тайн человеческой души.

Вскоре после окончания курса в Венской Ассоциации психоанализа он обратился к исследованиям в области семейной психотерапии. Они убедительно демонстрировали, что личность нельзя рассматривать как единицу — но лишь как составляющую системы, большей, чем сумма её частей. Вскоре Хеллингер убедился в том, что все члены одной семьи (будь то отцы и дети, братья и сёстры, ныне живущие, или же умершие) связаны между собой невидимыми связями. Эти связи строятся в соответствии с тремя базовыми законами, которые Хеллингер назвал Порядками Любви.

Первый из этих законов, называющийся законом принадлежности, гласит, что каждый член семейной системы имеет право на принадлежность к ней и приятие в ней. Второй закон, именуемый законом иерархии, обусловлен тем безусловным приорететом, который новая семейная система (молодая семья) имеет над старой (родительской семьёй). Наконец, третий закон, закон баланса, гласит, что в отношениях отдачи и принятия должно существовать равновесие.

Семейные технологии

В условиях нормального функционирования семейной системы согласно вышеописанным законам ныне живущие дают своим детям ту любовь, которой в своё время наделили их родители. Однако, недостаток и нехватка любви могут приводить к такого рода «сбоям» в системе, как парентификация — феномен, описывающий ситуацию, когда дети вынужденно становятся «родителями» для своих собственных отцов и матерей.

Или же, к примеру, нарушение закона принадлежности может привести к тому, что человек на протяжении всей своей жизни вынужден ощущать себя так, как будто бы он выполняет чужие запросы и воспроизводит чужие чувства. К счастью, системные семейные расстановки позволяют пролить свет на семейную ситуацию и трансформировать существующий внутриличностный контекст системы семейных отношений.

Этапы расстановки включают в себя запрос, выбор «заместителей» семейных ролей, непосредственную расстановку участников согласно тому или иному сценарию, а также катартическую переработку полученного опыта. Феномен, за счёт которого в рамках системных семейных расстановок происходят значимые личностные изменения, получил название «морфического поля«. Именно оно влияет на то, что заместители в рамках расстановок чувствуют себя так же, как ранее чувствовали себя их прототипы — что и приводит к значимым изменениям в рамках терапии.

Невзирая на то, что метод Берта Хеллингера так и не получил научного обоснования, его поразительная эффективность способствует привлечению в ряды поклонников системных расстановок всё большего количества людей. Немудрено: ведь это драматическое действо импонирует всем тем, кто жаждет наглядного и эмоционально доступного решения своих семейных проблем.

Духовные расстановки

Духовные расстановки — новое философское направление в методе системных расстановок, предложенное Бертом Хеллингером в начале XXI века. Это направление существенным образом отличается от классических семейных расстановок, разработанных в 80-е годы XX века так же Хеллингером.

Отличия духовных расстановок от классических семейных заключаются в следующем. В классических расстановках проблема клиента рассматривается как следствие нарушения законов семейной системы, т.н. Порядков Любви. Расстановщик, выступая как эксперт, ищет эти нарушения и применяет соответствующие воздействия (интервенции) для их устранения. В духовных расстановках прежде всего отсутствует понятие проблемы как таковой. Всякое состояние клиента признаётся как просто имеющее место, как наилучший способ продолжение жизни системы — в любом случае. Боль или напряжение, которое чувствует клиент, являются «указателем» на другую боль, которая была в прошлом. Эта боль связывает людей, живущих сегодня, с теми, кто жил ранее. Эта связующая сила была названа Хеллингером Spirit Mind, т.е. Дух-Разум. Эта взаимосвязь не имеет «нарушений», но отвергнутый в прошлом опыт (переживания, чувства) бессознательно принимается для проживания следующими поколениями людей. Это проживание не своей жизни и описывается клиентом как проблема, дискомфорт, нереализованность и т.п.

Таким образом, в духовных расстановках не ставится прямая задача решить проблему, но делается попытка вывести на свет и прожить в символической форме через заместителей ранее отвергнутый чувственный опыт. При таком подходе расстановщик уже не является экспертом по исправлению нарушений в системе, но является фасилитатором, помощником по проявлению скрытых движений в системе. Хеллингер называет их Движениями Духа.

Новая философия расстановок потребовала введения и новых технологий. Довольно часто в духовных расстановках используются сложные фигуры или не называемые фигуры. Например, можно поставить 2–3 человека на роль «того, что было скрыто». В такой расстановке клиент может так никогда и не узнать, с кем произошли события, в результате которых было что-то отвергнуто. Но эти события, тем не менее, могут быть завершены в расстановке, и тем самым они утрачивают своё влияние на жизнь клиента. Духовные расстановки можно рекомендовать клиентам, у которых мало фактической информации об истории своей семьи, а также тем, кто готов к тому, чтобы вывести на свет тяжёлые истории из прошлого, даже если ясность относительно этих историй так и не будет установлена.

Духовные расстановки уже выходят за рамки психотерапии, и становятся, как говорит Хеллингер, прикладной философией (Хеллингер дал ей название Hellinger Sciencia).

Духовные расстановки открывают дополнительные возможности при работе с историями, которые повторялись много раз на протяжении поколений. Для классической работы могло бы понадобиться рассматривать каждый повтор, а в духовных расстановках история может быть представлена в т.н. многоуровневой технологии, когда каждый заместитель проявляет несколько ролей одновременно.

Однако, духовные расстановки как философия совершенно не обязательно предполагают свободное движение неназванных ролей как технологию. Существуем множество технологий для духовных расстановок, в том числе и с конкретными ролями членов семьи клиента.

Духовные расстановки, благодаря тому, что в них мало интервенций (целенаправленного вмешательства расстановщика), могут выявлять истории, связанные не только с семьёй клиента, но и с бОльшими системами, такими как народ, страна, религия. Это особенно актуально в странах бывшего СССР, где многие семьи пострадали именно в результате больших конфликтов, затрагивающих всю страну.

От расстановщика, работающего в духовных расстановках, требуется способность выдерживать очень большие, очень тяжёлые истории, при высокой степени неясности в трактовке происходящего.

Духовные расстановки следует отличать от расстановок «по духовным запросам» (например, по запросам, связанным с верой, с отношениями с Высшими силами, с реализацией или чувством богооставленности). В философии духовных расстановок может быть рассмотрен практически любой запрос, либо можно работать даже без явно озвученного запроса, полагаясь на Движение Духа, которое проявит то, что сейчас болит у клиента и то, с какой прошлой историей это соединено.

Источник: samopoznanie.ru

Комментарии : Facebook ВКонтакте
Яндекс.Метрика