Закрыть
Entries RSS
Мар 23

Игумен Евмений. О духовном поиске

Игумен Евмений

Меня иногда спрашивают, чему же я учу? Мне кажется, я ничему не учу вообще. Я встречаю на жизненном пути людей, которые, так или иначе, заняты духовным поиском. Они ищут «что-то лучшее», чем то, что они собой – здесь и сейчас – представляют. И это «лучшее» кто-то называет духовной самореализацией, кто-то называет Богом, кто-то называет какими-то другими словами. И весь этот поиск происходит оттого, что человек не принимает свою жизнь, реальность такой, какая она есть.

С детства, самим процессом воспитания, нас ставят на дорожку крысиных бегов. То есть говорят: «Вот то, где ты сейчас есть – плохо, а чтобы стать хорошим, чтобы стать правильным, любимым, ценным, умным, послушным, тебе нужно принять вот такие-то правила. И чтобы быть хорошим, принятым, успешным, нужно постоянно достигать, достигать, достигать, достигать…». И если подобное утверждение применимо, например, в отношении земных человеческих знаний, то совершенно неприемлемо, в  отношении самого  себя, в отношении того, кем мы являемся по сути.

О любви к самому себе

Сегодня психологи много говорят о любви к самому себе. И в связи с этим возникает резонный вопрос: «Кто же кого не любит?» Получается, их там двое? Один не любит другого, они никак не могут прийти к консенсусу, найти целостность и согласие друг с другом. И здесь очевидна задача для каждого из нас: из двух прийти к Единому, то есть, к целостному переживанию самого себя. К тому, чтобы каждый человек осознал, что самый близкий человек в его жизни — это он сам. К тому, что точка отчёта, центр его Вселенной — это он сам. Что Богу = Жизни = Вселенной, нужен именно такой ты, каков ты есть. Что никто не сможет относиться к тебе лучше, чем ты относишься к самому себе, любить тебя в большей мере, чем ты сам любишь себя. Если ты сам против себя, то можешь ли рассчитывать, что кто-то будет за тебя? Так называемое «я» — это ежесекундно изменяющееся явление, феномен, а не нечто статичное и предсказуемое.

Поэтому, когда мы говорим о любви к себе, мы имеем в виду изменяемость и непредсказуемость самого себя, и любовь к себе безусловную, то есть, независимую от личностных качеств и поступков, к себе, каковым бы ты не проявился в дальнейшем. К пониманию того, что позитивная ценность человека абсолютна, а вот ценность и пригодность внутренних и/или внешних поведений может быть подвергнута сомнению.

Предельное переживание реальности

Из различных источников мы узнаём об особых переживаниях, описанных практиками различных религиозных систем, а также психологами, и творческими людьми, узнаем, что существует некое предельное переживание реальности, когда между реальностью и тобой не существует различия. Когда она воспринимается как единое целое. Мы также можем узнать и о том, что такие переживания возможны и для каждого из нас, что иногда они просто случаются спонтанно. В эти моменты чувство индивидуального «я», чувство эго растворяется, и между тобой и Богом больше нет преграды. И если нет твоего отдельного Я, то нет и Бога отдельного от тебя, и всё становится единым.

Во многих религиозных традициях существует концепция греха. Грех отделяет «меня» от Бога, и это расстояние нужно постоянно преодолевать. Но как только ты его преодолеешь, отпадает необходимость в любой религии, потому что ты становишься единым целым с Богом, с  существованием, – как угодно это можно называть. Очень важно, чтобы в обычной, обыденной жизни, в которой очень много суеты, бега, достижений каких-то земных целей, сохранять это единение, единство с целым существованием.

О «техниках»

Существуют самые различные процессы достижения состояния единения с Богом, таинства, ритуалы, обряды, которые в XXI веке принято называть словом «техники», – некие действия, подходы, ряд событий, ритуалов, которые должны привести к тому или иному духовному результату. Люди посвящают много времени молитвам и участвуют в таинствах, кто-то медитирует, кто-то всю жизнь посвящает поиску Бога, кто-то принимает монашество.

Сравнивая, с одной стороны, христианские источники, другой стороны, источники в других религиозных системах, я, в какой-то момент, заметил очень интересную вещь. Все эти «техники» ни к какому стабильному и статичному результату, на самом деле, не приводят. То есть, они интересны как процесс, но совершенно безрезультативны, как то, что гарантирует достижение цели. И с человеком, как только он изнемогает в своем поиске, или перестает искать, или полностью отдается Богу, открывается жизни, как она есть, – с ним может случиться пиковое переживание. Все дело в доверии, открытости, преданности Непознаваемому Большему, — это одномоментный шаг, но для многих именно это – самое сложное.

Оно случается, тогда уже нет тебя

Мы можем исследовать разные аспекты религиозного опыта, например, участвовать в церковных таинствах, молиться, медитировать, читать духовную литературу…  Но как мы узнаем, что цель нашей духовной практики достигнута, что уже нужно перестать этим заниматься? Если эта цель – единение с Богом, то, как мы узнаем, что достигли этого единения? На религиозном языке, состояние, когда это случилось, называется «милость». Оно может случиться беспричинно, но, чаще всего, когда ты перестаешь носиться с собственным «я» как с писаной торбой, нуждающейся в просветлении, пробуждении, спасении, когда уже нет «тебя». Но есть глубинное согласие с тем, что Есть, каковым бы оно ни было. И это «то, что есть», – пиковое переживание единства со всем сущим, непереводимое на язык людей, не имевших такого переживания, состояние блаженства.

Каков самый близкий путь для того, чтобы пережить пережить чувство Присутствия, то есть, состояние, когда ты находишься при Сути, существующий во всех традициях? Человек ищет и находит носителя такого переживания: старца, мастера, учителя – то есть, того, кто опытно знает это измерение жизни, и по доверию и открытости к нему просто находится рядом. Может быть, просто сидит  рядом в молчании. Может быть, служит ему в простых бытовых вещах, то есть готовит еду, например, или убирает комнату, или общается по текущим бытовым вопросам… И в какой-то момент, в процессе переживания единства, близости ему может тоже что-то приоткрыться.

Но, в любом случае, открыть для себя Реальность, или Глубину, или Бога – по-разному это можно называть в зависимости от парадигмы описания – в любом случае это индивидуальный опыт, никто не может пережить его за тебя.

О «меню» и «блюдах»

Люди могут только рассказывать о тех или иных духовных переживаниях, но, не дай Бог канонизировать их слова, то есть принять слова за реальность. Как меню не может заменить само блюдо, так точно и слова о духовном измерении жизни, о Предельной Реальности не являются тем, на что они указывают, не могут заменить само переживание. Очень часто люди довольствуются словами, довольствуются «меню», но так и не идут в опыт.

Они смотрят на картинку, на которой – фотография блюда, написаны ингредиенты, из которого оно состоит, и им этого вполне достаточно. Так же поступают люди, которые только читают Священное Писание, описания жизни святых людей, но сами боятся реального опыта переживания реальной встречи со своим внутренним миром, с внутренним миром других людей.

Можно встретить много случаев, когда людям что-то приоткрылось что-то о Боге, о духовном мире, и они попытались изложить это письменно. И мы очень ценим эти записи. Отцы-пустынники древности оставили нам свои тексты. Карл Густав Юнг записал свои откровения. Если мы пойдем дальше на восток, мастера дзен и адвайты написали какие-то свои интуиции. И каждое из этих откровений – по своему интересно. Но как только мы полностью следуем чужому откровениею, как только мы начинаем воспринимать это как истину в последней инстанции, – мы становимся подражателями и все дальше уходим от непосредственного опыта.

Книг о духовности – тысячи. Набираешь в Google «духовность»,  – и всё перед глазами. И просто скачивай, успей только до смерти прочитать. Но разве с появлением интернета мы стали духовнее? Очень важно, чтобы человек-то сам для себя, отталкиваясь от чужих описаний, открыл лик Бога таким, какой Он есть.

Бог живет Себя через нас

Сначала мы открываем Бога, как иного, как некий лик.  А затем Бог открывается как Единое Сознание: Бог из наших глаз и в нашем человеческом теле проживает еще и еще раз свою богочеловеческую жизнь. Большинство из нас слишком ассоциированы с телом, с эмоциями, с мыслями, мы воспринимаем себя как отдельное «я». Опыт мистиков говорит нам о том, что Бог через «нас» наблюдает и проживает жизнь еще и еще раз, Бог живет Себя через нас. Когда это знание развернется, когда эта грань реальности будет открыта не словами, а опытом, поиски Бога закончатся.

Шаг номер один на этом пути — принять свою человечность такой, какая она есть, в полном согласии: пол, возраст, психические особенности, прошлое, настоящее и будущее (по умолчанию, каким бы оно не было. Второй шаг — принять свою Божественность, свою бессмертную душу, Бога внутри нашей человечности таким, каков Он есть. Этому своей жизнью учит Христос: Бог и человек. Я подозреваю, что очень многие люди, достигшие этого состояния – святости, просветления, единства с Отцом, – говорят именно об этом. Прими свою человечность. Ты – человек, именно такой, какой ты есть. И в тебе уже присутствует вся полнота Божества телесно. И это так прекрасно!
© Игумен Евмений (Перистый)

Чтобы не пропустить ближайшую встречу с Игуменом Евмением в Минске, подпишитесь на новости ТК «Тренинг Клуб».

Получите бесплатный доступ к мастер-классу Игумена Евмения «Разговор о любви к себе» прямо сейчас:

Остались вопросы? Позвоните нам:
+375 29 670-46-46
☎ +375 29 680-46-46

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

facebook vk_logoодноклассники youtube

Комментарии : Facebook ВКонтакте

БУДЬ В КУРСЕ СОБЫТИЙ

СКОРО В МИНСКЕ

ПРИНИМАЕМ К ОПЛАТЕ

Яндекс.Метрика